Понятие, правовой статус и структура таможенных органов

Субъектом права в любой отрасли права принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которым он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.

Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. К ним относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Таможенные органы РБ – это государственные органы, представляющие собой единую централизованную систему и регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти РБ. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РБ, законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в ст. 313 ТК РБ. Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация ВЭД, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что большинство министерств и ведомств передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов РБ.

Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

1. Таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело, действуя под общим руководством Президента РБ (ч.3 ст. 2 ТК).

2. Таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела (ст. ст. 315-317 ТК).

3. Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является исполнительно-распорядительной. В пределах своей компетенции они издают нормативные и иные правовые акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами. Одновременно таможенные органы в пределах своей компетенции сами непосредственно осуществляют конкретную функциональную деятельность по исполнению возложенных на них в установленном порядке обязанностей в сфере таможенного дела.

4. Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти. Положение о ГТК РБ утверждено Указом Президента РБ от 21.04.2008г. № 228. Создание и ликвидация таможен осуществляет ГТК РБ по согласованию с Президентом РБ (ч. 4 ст. 312 ТК). Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК (ч.4 ст.312 ТК).

5. Правительство РБ, если иное не определено Президентом РБ, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности (ч.4 ст.312 ТК). Правительство РБ устанавливает предельную численность центрального аппарата ГТК и фонд оплаты труда его работников. ГТК РБ утверждает типовую структуру, штатную численность структурных подразделений и фонд оплаты труда таможни и таможенного поста.

6. Финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета. Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак – эмблему таможенных органов (ч. 1 ст. 314 ТК), форму одежды, специальные персональные звания.

8. Таможенные органы действуют в пределах таможенной территории РБ.

На таможенной территории государство обладает исключительным правом на ведение таможенного дела (единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования ВЭД.

В соответствии с п. 1 ст. 312 ТК «Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни», т.е. с точки зрения масштабности территориальной деятельности система таможенных органов состоит из двух уровней. К первому уровню относится ГТК РБ, второе звено – таможни, осуществляющие свою деятельность на территории конкретного региона. Следует отметить, что границы функциональной деятельности таможен могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальными границами субъектов РБ (областей и г. Минска). В настоящее время ГТК РБ прорабатывается вопрос о реорганизации системы таможенных органов с установлением числа таможен по количеству областей.

Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. В качестве таковых они защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность РБ, права и законные интересы физических и юридических лиц. Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений. Так же можно сказать, что цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, уголовного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: