ст. 9 ТК ТС

гл.3 (ст.ст. 36-49) ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».


Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган и подлежит рассмотрению (п. 1. ст. 38 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

Административный порядок обжалования не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. В таком случае, жалоба подлежит рассмотрению соответствующим судом согласно требованиям гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства (п. 2. ст. 37 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

В свою очередь, таможенный орган, чьи действия обжалуются, направляет жалобу в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления (п. 2. ст. 38 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

Как правило, подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия. Однако при наличии достаточных оснований таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы существу (п.2 ст.43, ст.44 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

ФЗ устанавливает:

требования к форме и содержанию жалобы (ст.42 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ),
основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу (п.2 ст.43, ст.44 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ),
возможность отзыва такой жалобы в любой момент до принятия решения по ней (ст.45 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

По результатам рассмотрения жалобы в письменном виде по форме, устанавливаемой ФТС России, принимается одно из следующих РЕШЕНИЙ о:

признании правомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и об отказе в удовлетворении жалобы;
признании неправомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично;
принятии решения об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Статья 49 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ регламентирует и упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. Он применяется в случае, если решение, действие (бездействие) должностным лицом таможни или таможенного поста предпринято в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает1,5 млн рублей, и/или одного транспортного средства.

Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее 3-х часов с момента ее подачи (пп.2,3 ст. 49 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ)

Административный способ защиты таможенных правоотношений тесно связан с осуществлением ведомственного контроля за деятельность таможенных органов.


2.2. Судебный способ защиты частников таможенных правоотношений прямо вытекает из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод.

Согласно положениям ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности любых органов власти, в т.ч. и таможенных органов, и обеспечиваются системой правосудия.

а) Этот принцип находит отражение в нормах ТК ТС и ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ, которые не исключают возможности подачи жалобы в суд, арбитражный суд на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяется законодательством РФ о гражданском судопроизводстве и законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах. (п. 2, 3 ст. 37 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ)
б) Конституционный Суд РФ согласно ст. 125 Конституции России и п. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотренный судебный порядок обжалования действий и решений должностных лиц таможенных органов тесно связан с системой судебного контроля за деятельностью таможенных органов.


3. Помимо перечисленных способов защиты таможенных правоотношений, своеобразной гарантией обеспечения интересов участников таких отношений является надзор прокуратуры за деятельностью таможенных органов.

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»[1] она осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в т.ч. федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган (в данном случае - в таможенный орган) или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Нормы КоАП устанавливают, что основными принципами привлечения виновных лиц к административной ответственности являются:

♦ принцип равенства перед законом (ст. 1.4), ♦ презумпция невиновности физических лиц (ст. 1.5), ♦ необходимость установления в ходе разбирательства дела вины юридических лиц (ч. 2 ст. 2.1).

Административное наказание не может применяться с целью унижения человеческого достоинства физического лица, причинения ему физических страданий или нанесения вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). Аналогичные требования содержат также нормы уголовно-процессуального законодательства.

Применяемые к виновным в совершении противоправного деяния физическим или юридическим лицам меры принудительного характера, в т.ч. меры административной и уголовной ответственности, являются также своеобразными ограничениями прав и свобод таких лиц в целях защиты интересов и восстановления прав иных участников правоотношений, обеспечения правопорядка и безопасности государства.


[1] - Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с доп. и изм.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: