Группы одарённых детей

(по Н.С. Лейтесу)

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с раннеё умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

Для одарённого ребёнка характерно:

- раннее овладение речью, быстрое увеличение словарного запаса, его богатство;

- уже в раннем детстве обнаруживается способность распределять внимание.;

- хорошая память рано становится опосредованной речью и связанной с абстрактным мышлением;

- обучаемость, владеет большим объёмом информации, умеет замечать тонкие различия в материале, самостоятельно переносит усвоенное на новый материал;

- использует альтернативные пути для поисковой нужной информации;

- стремление решать трудные проблемы и рассуждать,

- тонкое восприятие происходящего вокруг; и тд.

В отношении к себе и к другим людям, в оценках межличностных связей и отношений одарённый ребёнок характеризуется:

· достаточно реалистическими представлениями о себе (адекватная самооценка);

· уважением к людям, способностью к сочувствию, сопереживанию; склонностью к самоанализу

· готовностью делиться с другими своими вещами и идеями; готовностью вступать в соревнование с другими людьми; развитостью чувства юмора; уверенность в своих силах; обострённое чувство справедливости; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим людям.

Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить её цели, регулировать и контролировать своё поведение, а также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка, - трудолюбие.

Проблемы взрослых

1. Взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребёнка.

2. Одарённые дети требуют повышенного вникания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы.

3. Именно взрослые должны формировать у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам.

Поэтому в общении с одарённым ребёнком взрослому следует:

· проявлять терпение к странным на его взгляд идеям ребёнка;

· проявлять сочувствие к неудачам;

· стараться отвечать на все его вопросы;

· предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом;

· в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставлять время для игры, дошкольных видов деятельности. помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: