Политика как социальное явление

Политика-это человеческая деятельность, связанная с принятием и приведением в жизнь решений, опирающихся на публично-властные полномочия и связанные с распределением общественных благ, ценностей.

Термин "политика" имеет греческое происхождение от слова "полис", которым обозначалась форма организации общественной жизни.

Современное понимание политики отличается многообразием интерпретаций, которые не исчерпывают ее сущности.

Политика имеет сложную структуру. И обычно в ней выделяют следующие элементы:

  • политические отношения и политическая деятельность, которые отражают устойчивый характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами публичной власти
  • политическое сознание, свидетельствующее о зависимости политической жизни, от сознательного отношения людей к своим интересам, выраженным в терминах власти
  • политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти, как центра управления и регулирования общественных процессов

Функции политики:

  • удовлетворение интересов, выраженных в терминах власти
  • рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государственной власти
  • принуждение в интересах отдельных слоев населения либо общества вцелом
  • интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам всего общества
  • социализация личности, предполагающая вовлечение ее в сложный мир политических отношений
  • обеспечение последовательности и инновационости социального развития человека и общества

Политика тесно связана с различными сферами общественной жизни (экономикой, моралью, правом, религией, наукой и т.д.). Все сферы общественной жизни не только активно воздействуют на политику, но и являются объектами сознательного политического руководства и управления.

Политический мир выражен в следующих свойствах:

  • конкурентность. Она означает, что политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и соответствующих норм и правил, ценностей и традиций
  • ассиметричность. Это свойство отражает невозможность постоянного поддержания баланса сил между участниками политической игры. Отсюда гибкость отношений по поводу политической власти. Поэтому политика рассматривается, как принципиально неравновесное явление, в котором взаимосвязаны сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос
  • рациональность. Выражается в том, что политика формируется и реализует свои функции преимущественно в рациональной форме. Тем не менее, исторический опыт показывает, что политика содержит наряду с рациональными и иррациональные компоненты
  • рискогенность. Она связана с тем, что политика представляет с собой чрезмерно рисковый вид социальной деятельности
  • инклюзивность. Политика способна проникать в различные сферы общественной жизни, предавая тем или иным проблемам или действиям политический характер
  • пространственность. Это свойство характеризует политику, как объемно-пространственную среду, в которой деятельность сил, борящихся за власть локализирована в определенных точках или участках территории. При этом в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия, формируются свои практики, конкретные политические иституты и отношения и т.д. Реальное взаимодействие этих территориально-разделенных участков политической жизни образует политическую сферу
  • темпоральность. Способность политики развертывать свои процессы во времени. Временное измерение политики качественно отличается от физического времени, т.к. люди существуют в политике в более жестком регламентированном режиме жизнедеятельности. Политическое время имеет свойство внезапно заканчиваться

Различные политические процессы осуществляются одновременно в нескольких временных диапазонах. Это: реальное время, историческое время, эпохальное время и т.д.

Политика формируется, как результат взаимодействия власти и подданных, как продукт соучастия руководителей и руководимых, как результат взаимодействия профессионалов и непрофессионалов. При этом для различных стадий политического процесса могут меняться их удельный вес и значение, характер и степень согласованности их действий. Все многообразие субъектов политики можно свести к двум основным группам;

  • персонифицированные субъекты (публичные политики, партийные лидеры и функционеры, государственные деятели)
  • институциональные субъекты (институты государственной власти и местного самоуправления, политические партии и общественно-политические организации)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: