Действительность воспринимается в сознании человека через идеи и эти идеи выражают его отношение к окружающему миру.
Идея - это форма постижения мира в мысли, форма существования смысла и ценностей, без которой невозможно представить организацию сознания и процесс мышления и реализацию мыслительных продуктов на практике. Исходя из этого, многие историки и философы представляли человеческую историю как борьбу идей и как реализацию идей, выраженных, например, в текстах великих авторитетов.
Всякий акт познания и преобразования мира - это идеологический процесс.
Возникновение понятия "идеология" связано с предпринятой попыткой французских просветителей создать целостную науку об идеях или идеологию.
Наука идеология представляла собой анализ человеческих способностей, участвующих в формировании идей с целью понять мысли и поведение людей, чтобы их изменить.
В начале 19 века первые термин идеология принял пренебрежительный смысл в связи с провалом попытки создания науки идеология,после чего термин идеология изменил свое значение.
|
|
Идеология - порождающая определенную общественную практику система взглядов, ценностей, побуждений, возникающая на основе некой идеи, которая развивается в интеллектуальной среде и выливается в массовые общественные движения, формирующие идентичность определенных социальных общностей.
В основе идеологии лежит "воля к вере". Идеология это религиозно мотивированная, но по содержанию светская секуляризующая система ориентаций "эрзац-религия"
Идеология также является близкой к мифу картиной мира, сложившейся в ходе сисетематического редуцирования всей сложности действительности. Миф является духовным цементирующим началом всякой идеологии, а также посредников между идеей и действием. В нем выражаются стремления, чувства, интересы, интуитивная убежденность социальной группы. В отличие от мифа идеология опосредованная идеей нормой отношение к миру.
Идеология соотносится с наукой. Идеология включает в себя не обязательно истинное или ложное знание, она может иметь вероятностный характер. Идеология является рациональной системой, опосредующей отношения индивидов к структурным условиям их существования. В основе любой идеологии лежат интересы, как осознанные потребности. Она реализуется через материальные практики и идеологические ритуалы, участие в которых определяет смысловые координаты для деятельности человека в обществе. Симптомы возникновения идеологии обнаруживаются уже в конфессиональных конфликтах в Европе времен реформации. В этот период формируется представление о том, что религиозную программу можно и следует осуществить через переворот в мирских порядках. В этом смысле уже на заре своего возникновение идеология носила революционный характер. Он характерен для всех идеологий, как феномена современных цивилизаций.
|
|
Становление и развитие идеологии связано с вычленением и автономизацией гражданского общества, усложнением его социального состава, разложением универсального средневекового мышления, отделением церкви от государства и мышления от государства. В то же время идеология является результатом саморазвертывания идеи, рожденной разумом.
Цель идеологии - формирование у людей определенного и заранее планируемого способа мышления и поведения, побуждения людей или формирование сознания людей и управление им. Идеология изобретается для того, чтобы выработать некий априорный и стандартный способ понимания окружающей действительности, стандартное отношение к жизненным ситуациям и явлениям.
Основные функции идеологии:
1. Производство и распространение ценностей, имеющих характер соц норм
2. Идентификация личностных и групповых норм и ценностей
3. Агрегирование интересов соц обществ
4. Обеспечение передачи коллективного социального опыта
5. Целеполагание и установление иерархической системы целей и ценностей
6. Интеграция общества, образование механизма соц связей и единства действий на основе определенных целей и общих ценностей
7. Интерпретация мира и обеспечение ориентации человека в мире
8. Оценка и прогнозирования общественных процессов,позволяющие осуществлять на их основе практическую общественную деятельность
9. Мобилизация сторонников на активную общественную деятельность
10. Санкционирование и обеспечение управляемости общественной деятельности
11. Создание образа будущего и ориентация относительно форм и направлений соц активности
Структура идеологии включает следующие компоненты:
1. Мировоззренческая основа(картина мира)
2. Иерархия ценностей
3. Программные установки,основанные на связи с мировоззренческой системой эпохи.
4. Стратегия реализации программных(доктринальных)установок
5. Пропаганда
6. Методика реализации программы или доктрины
Идеология может быть зафиксирована явно в виде одного систематизированного учения или может оставаться несистематизированной рассеянной по многочисленным и разнородным текстам.
Идеологический процесс - деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации идеологий
Типы идеологического процесса:
По характеру деятельности: теоретический и эмпирический
По направленности распространения: идеологизация, де---, ре---
По содержанию отношений: идейный диалог, взаимообмен идеями, борьба идей и идеологий
По генезису: интеграция существующих идеологий, заимствование, эвристическое происхождение
По характеру взаимодействия идеологий и массового сознания: тотальная эндокринация, частные идеологические воздействия
Карл Манхейм различал тотальную и частичную идеологии. Частичная - определенная система идей, являющихся более менее искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим и иным интересам ее носителя. Тотальная - отражает особенности, своеобразие и характер структуры сознания, типы мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества или же целых эпох.
Мартин Селленджер противопоставляет фундаментальную идеологию, которая предстает в теоретических трудах и оперативную идеологию, складывающуюся в систему аргументации, критикующей или поддерживающей проводимый тот или иной полит курс.
Общая и частная идеология:
Общая сосредоточена на мироустройстве в целом
Частная - на отдельных вопросах общественной жизни, связана с представительством отдельных социальных групп
Специализированная и повседневная идеология
Повседневная образуется социальными представлениями и верованиями, складывающимися в обыденном сознании
Специализированная создается отдельными мыслителями