Правила создания проблемных ситуаций

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Проблемными заданиями могут быть:

1. усвоение;

2. формулировка вопроса;

3. практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

билет№10

Воспитательная функция ориентирована на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности. Реализуется через содержание учебного материала, организацию учебного процесса (формы и методы), взаимодействие в системе «учитель-ученик».

Развивающая функция обеспечивает развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.).

Структура процесса обучения имеет многоуровневый характер.

В процессе обучения, как и во всякой другой деятельности, выделяют следующие структурные компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; регулирующий; оценочно-результативный.

1.Целевой компонент – представлен иерархией целей обучения. Цель обучения - это идеальный прогнозируемый результат процесса обучения.

В соответствии с функ­циями обучения на каждом отдельном занятии решаются три группы взаимосвязанных целей: обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков), развивающие (раз­витие памяти, мышления, творческих способностей), воспи­тательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т. д.).

· Потребностно-мотивационный компонент - это побуждение учащихся к учению, которое проявляется через стимулирование их учеб­но-познавательной деятельности.

· Содержательный компонент. Содержание - система науч­ных знаний, практических умений и навыков, способов деятель­ности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Определяется государственным образовательным стандартом.

· Операционно-деятельностный компонент играет важную роль для организации дидактического процесса. Научное познание включает восприятие, осмысление, формирование теоретических выводов (понятий) и практику. Указанные этапы познаания осуществляются в процессе обучения через систему познавательных действий учащихся:

• первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;

• последующее его более глубокое осмысление;

• усвоение (запоминание) изучаемого материала;

• применение усвоенных знаний на практике;

• дальнейшее повторение, углубление и систематизация зна­ний, упрочение умений и навыков, развитие мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.

Организация процесса обучения реализуется через формы, методы, средства.

Форма обучения – внешнее выражение дидактического про­цесса, «оболочка» его внутренней сущности, логики и содержа­ния. Форма обучения зависит от числа обучающихся, времени и места обучения, порядка его осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: