Понятие, принципы и содержание социального партнерства как формы сотрудничества в урегулировании и профилактике социально-трудовых конфликтов

Эффективной формой согласования интересов различных социальных групп является система социального партнерства, которая предполагает разрешение конфликтов не путем забастовок и демонстрации, а путем переговоров между предпринимателями, профсоюзами, властными структурами.

В высокоразвитых странах отмечается постоянный рост государственного регулирования экономических отношений. В США в 1929 г. бюджетные расходы государства составляли лишь 10% от ВНП (валового национального продукта). Мировой экономический кризис (1929—1933 гг.) заставил переоценить роль государства в регулировании социально-экономических отношений и в 1932 г. государственные расходы в США составили уже 21,3% ВНП. В настоящее время в развитых странах через бюджетные механизмы государства перераспределяется примерно половина национального дохода.

Во взаимодействии государства и экономики западных стран исследователи выделяют следующие закономерности:

сохранение существенного веса государственной собственности;

интенсификация государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, движения финансовых потоков, формирования доходов и расходов юридических и физических лиц (финансовая «прозрачность»);

включение в регулирование экономических отношений общественных объединений (профсоюзов, союзов предпринимателей);

«социализация» капиталистической системы;

государственная поддержка ключевых направлений научно-технического прогресса.

Обвальная приватизация государственной собственности и радикальная либерализация экономических отношений привели экономику России к глубокому и затяжному кризису. Государство как бы самоустранилось от решения многих жизненно важных социально-экономических проблем и потеряло стратегическую инициативу проведении рыночных реформ. В результате стихия породила дикий, бандитский капитализм. Социально-трудовые конфликты, трансформирующиеся в социально-политические, стали повседневным явлением пашей жизни. (К примеру, в июне 1998 г. в Приморском крае началась общекраевая акция протеста против невыплаты зарплаты с одновременными требованиями отставки правительства и Президента страны.)

В сложившихся условиях правительство РФ действует либо как пожарная команда, пытаясь затушить не в меру разбушевавшееся пламя народного гнева, либо делает вид, что все происходящее в сфере социально-трудовых отношений его не касается. Такая позиция государства может привести российское общество к катастрофическим последствиям.

Вполне очевидно, что кардинальное улучшение конфликтогенной обстановки в социально-трудовых отношениях невозможно без выхода экономики страны из кризиса. Однако на возникающие в обществе социальные конфликты необходимо реагировать незамедлительно. Основную роль в урегулировании этих конфликтов должно играть государство (правительство, суды, прокуратура) либо как сторона конфликта, либо в качестве посредника и/или арбитра.

В урегулировании социально-трудовых конфликтов может быть использован метод управления конфликтом, предложенный А. Н. Чумиковым. В основе метода лежат последовательные действия:

институционализация конфликта — определение общих правил и принципов в разрешении конфликта;

легитимизация — готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта;

структурирование конфликтующих групп — выявление (субъективация) носителей преследуемых интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта;

редукция — последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. К примеру, информация о том, что правительство выполнило свои обязательства по погашению задолженностей и деньги перечислены в местный бюджет, может снизить социальную напряженность и перевести социально- трудовой конфликт с общегосударственного уровня на региональный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: