Таможенные режимы: понятие, виды, порядок выбора и изменения

Применение значительной части норм таможенного законодательства связано с перемещением товаров через таможенную границу, т.е. с совершением юридически значимых действий, осуществляемых в рамках таможенного регулирования.

Процесс их перемещения может происходить только в соответствии с установленными правилами – так называемыми таможенными режимами. Законодатель в ч. 1 ст. 149 ТК закрепил одно из базовых положений роли и значения таможенных режимов в осуществлении ВЭД, указав, что «использование на таможенной территории иностранных товаров, а также вывоз за ее пределы отечественных или иностранных товаров осуществляется в соответствии с таможенными режимами, если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами РБ».

Таможенный режим является одним из ключевых и важнейших институтов таможенного права. В совокупности положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу республики, содержится главная суть таможенного законодательства, регулирования ВЭД.

Новый ТК РБ (ст. 148 ТК) в целях таможенного регулирования предусматривает 14 видов таможенных режимов:

1. свободное обращение;

2. экспорт;

3. переработка на таможенной территории;

4. переработка вне таможенной территории;

5. временный ввоз;

6. временный вывоз;

7. таможенный склад;

8. реимпорт;

9. реэкспорт;

10. уничтожение;

11. отказ в пользу государства;

12. свободная таможенная зона;

13. беспошлинная торговля;

14. свободный склад.

Таможенный режимы устанавливаются ТК РБ, за исключением таможенного режима свободного склада, который устанавливается Президентом РБ (ч. 2 ст. 148 ТК).

Президент РБ вправе определять особенности правового регулирования таможенных режимов, перечисленных в ч. 1 ст. 148 ТК, а также устанавливать другие таможенные режимы, не указанные в перечне ч. 1 ст. 148 ТК (ч. 3 ст. 148 ТК).

Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

Экономическая сущность таможенных режимов заключается в решении различных экономических задач, направленных на развитие международной торговли, производства и международных перевозок. Взимание таможенных платежей, полное или частичное освобождение от их уплаты, применение к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование, установление предельного уровня цен и др.) при перемещении их через таможенную границу зависит от вида выбранного таможенного режима.

В нормативном порядке (п. 1. 36 ст. 8 ТК) понятие «таможенный режим» определяется как «совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами».

В обобщенном варианте можно указать, что таможенные режимы:

- упорядочивают порядок и весь процесс перемещения товаров через таможенную границу;

- определяют характер и цели их перемещения;

- определяются условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории РБ;

- определяют права и обязанности лица, осуществляющего перемещение товаров через таможенную границу;

- устанавливают пределы прав юридических и физических лиц по пользованию и распоряжению находящимися в их ведении ввезенными (вывезенными) или транзитными товарами на (вне) таможенной территории;

- в некоторых случаях определяют также дополнительные требования к данному товару либо правовому статусу лица, их перемещающих, или других участников ВЭД.

В ТК РФ (2003) в отличие от ранее действовавшего (1993) юридически закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения, т.е. в целях более предметного уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации законодатель все виды таможенных режимов разделил на следующие группы: основные, экономические, завершающие и специальные. Белорусский законодатель подобной классификации в новом ТК РБ не предусматривает.

При рассмотрении конкретных режимов необходимо учитывать ряд общих положений:

1. Выбор таможенного режима или изменение его на другой осуществляется согласно п.2 ст. 149 ТК лицом, перемещающим товар, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров, если иное не предусмотрено актами законодательства. На практике это не всегда осуществимо, так как для каждого режима существует ряд положений, в соответствии с которыми режим можно применять только при наличии определенных правил.

В соответствии с положениями ст. 150 ТК представление товаров к таможенному оформлению для помещения их под соответствующий таможенный режим осуществляется:

- при перемещении товаров через таможенную границу либо при изменении таможенного режима на основании внешнеэкономической сделки, заключенной резидентом РБ -, резидентом РБ, который заключил такую внешнеэкономическую сделку либо от имени которого эта сделка заключена;

- в иных случаях – лицом, имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории РБ (см. соответствующие нормы ГК РБ).

Как следует из содержания п. 2 ст. 150 ТК, вышеперечисленные лица, наделенные полномочиями представлять товары к таможенному оформлению, вправе поручить совершение таможенных операций по представлению товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим таможенному агенту (представителю). При этом права и обязанности по дальнейшему использованию товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим, наступают не у таможенного агента, а у лиц, юридические признаки которых перечислены в п. 1 ст. 150 ТК (резиденты РБ, иные лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории).

Резиденты РБ:

а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РБ, с местонахождением в РБ;

б) организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательством РБ;

в) представительства резидентов, указанных в п.п. «а» и «б»;

г) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства РБ, находящиеся за пределами РБ;

д) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РБ, в том числе временно находящиеся за пределами РБ (подпункт 1.26 пункта 1 ст. 8 ТК).

Таможенный агент - юридическое лицо – резидент РБ, получившее лицензию ГТК РБ на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента. Таможенный агент осуществляет деятельность в соответствии с ТК РБи специальным положением, утвержденном ГТК РБ. Взаимоотношения Т.а. с представляемым лицом строятся на основе гражданско-правового договора. Т.а. совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц любые таможенные операции (в том числе по таможенному оформлению) вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполняет другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления Т.а. выполняет все обязанности и несет ответственность, такую, как если бы он сам самостоятельно перемещал товары через таможенную границу РБ.

2. Помещение любых перемещаемых через таможенную границу товаров в рамках осуществления ВЭД под соответствующий таможенный режим осуществляется на основании таможенной декларации путем выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим (п. 1 ст. 151 ТК).

Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим (п. 3 ст. 151 ТК). Форма и порядок оформления свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим определяются КТК РБ

Таможенная декларация – заявление по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и др. сведений, необходимых для таможенных и иных целей, установленных законодательством, а также для использования в качестве разрешительного документа таможенных органов, отражающего результаты таможенного оформления. Согласно пп.1.28 с. 8 ТК РБ таможенная декларация  таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных целей, установленных законодательными актами.

3. В определенных случаях решение о применении или неприменении конкретного режима (выбранного декларантом) принимает таможенный орган, наделенный соответствующими полномочиями.

Вместе с тем в ст. 152 ТК законодатель определяет группу правовых оснований, когда таможенные орган имеют право отказать в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

В частности, таможенный орган не позднее истечения срока производства таможенного оформления (см. ст. 67 ТК- общий срок -не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём начала ТО) отказывает в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в письменной форме

1) с указанием всех причин, послуживших основаниями для такого отказа,

2) и рекомендаций по их устранению

в случаях:

- при несоблюдении требований и условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, установленных в нормативном порядке;

- если при таможенном оформлении и операциях таможенного контроля в отношении товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства; исключение составляют случаи, когда выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для начала административного процесса, устранены, а также в случае начала административного процесса, если товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 155 обязанность подтверждения соблюдения требований и условий помещения товаров под таможенный режим возлагается:

- на декларанта (в том числе при совершении операций по представлению товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим таможенным агентом (представителем).

4. Для получения свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение требований и условий посещения товаров под конкретный таможенный режи м, установленных ТК и иными актами таможенного законодательства.

Принципиальное значение имеет включение на законодательном уровне в ТК положение, что таможенный орган не вправе требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено в нормативном порядке применительно к конкретному заявленному таможенному режиму (п. 2 ст. 153 ТК).

5. Для помещения товаров под некоторые таможенные режимы требуется получение лицензий ГТК.

6. Каждый режим имеет определенные особенности в применении (взимании) таможенных платежей. Для некоторых режимов характерно, например, полное или частичное освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов и, неприменение мер экономической политики. К этим мерам относятся ограничения на ввоз в РБ и вывоз из страны товаров, установленные исходя из экономических интересов РБ. Они включают в себя квотирование, лицензирование, регулирование минимальных цен и др. меры.

7. Срок пребывания товаров под отдельными таможенными режимами ограничен.

8. Действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в случае нарушения прав и законных интересов лиц, перемещающих товары.

По завершении таможенного оформления выпущенные таможенным органом товары и транспортные средства могут использоваться только в тех целях, в которых они были заявлены при декларировании под соответствующий таможенный режим.

Рассмотрим в качестве примера особенности правового регулирования, условия установления и завершения наиболее часто заявляемых субъектами ВЭД таможенных режимов.

2. Таможенный режим свободного обращения (ст.ст. 159-161 ТК)

Это таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством в отношения использования иностранных товаров на таможенной территории. Как следует из содержания ч. 2 ст. 159 ТК, под таможенный режим свободного обращения могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, в том числе товары, полученные в результате переработки товаров, помещённых под таможенные режимы переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, либо товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим свободной таможенной зоны. Исключение - товары, которые в соответствии с законодательством не подлежат помещению под этот таможенный режим.

Помещенные под таможенный режим свободного обращения иностранные товары на таможенной территории РБ меняют свой статус на статус «отечественных товаров».

Законодатель предусматривает и другие основания, при наличии которых разрешается помещение товаров под таможенный режим свободного обращения (ч. 2 ст. 159 ТК). Но все же данный режим наиболее характерен для импортных контрактов, т.е. ввоза из-за границы закупленных товаров для их реализации на внутреннем рынке.

Обязательным условием помещения товаров под таможенный режим свободного обращения является исполнение налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.

В ряде случаев актами законодательства, актами Президента РБ или международными договорами РБ помещение товаров под таможенный режим свободного обращения может осуществляться с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов или использованием тарифных преференций. (См. п. 1.34 ст. 8 ТК – определение понятия таможенных платежей).

Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям экономического и неэкономического характера, могут быть помещены под таможенный режим свободного обращения при условии представления таможенному органу соответствующих разрешений (лицензий), выдаваемых компетентными органами государственного управления.

В ст. 160 ТК законодатель подробно регламентирует порядок возникновения, прекращения и сроки исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных (помещаемых) под таможенный режим свободного обращения.

В частности, в ч.1 ст. 160 ТК определено, что «Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим свободного обращения, возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения» (см. п. 1.4 ст.8 ТК – определение понятия декларант).

Далее в этой же норме (ч.2) законодатель подробно регламентирует особенности оснований прекращения налоговых обязательств по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов у декларанта в зависимости от особенностей помещения товаров под режим свободного обращения и других предусмотренных таможенным законодательством обстоятельств. Например, налоговое обязательство прекращается в случае его исполнения в виде:

- уплаты таможенных пошлин, налогов;

-по истечении 5 лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения;

-взыскания таможенных пошлин, налогов таможенными органами в порядке, предусмотренном законодательством, и по другим основаниям. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться в рамках отдельной темы «Таможенные платежи».

Как правило, при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения ввозные таможенные пошлины уплачиваются в полном размере, которые устанавливаются по специальной нормативно установленной процедуре. Вместе с тем в ч. 2 ст. 161 ТК законодатель предусматривает ряд исключений из общих правил, которые закрепляют правовые основания для как полного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин (использование налоговых льгот, предусматривающих полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; использование налоговых преференций), так и для сокращения их размера (использование налоговых льгот, предусматривающих уменьшение размера уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; использование тарифных преференций по уплате ввозных таможенных пошлин). Если в рамках рассматриваемого таможенного режима предоставлены льготы либо заявитель полностью освобождается от уплаты таможенных платежей, то такие товары могут быть использованы только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы.

3. Таможенный режим экспорта и реэкспорта (ст.ст. 162-164 ТК и ст.212-214 ТК)

Таможенный режим экспорта дает право заявителю такого режима на:

а) вывоз и (или)

б) постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории РБ.

Условия выдачи таможенного разрешения на использование товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта установлены ТК РБ и требованиями иных актов законодательства РБ.

Как следует из содержания ч. 2 ст.161 ТК, под таможенный режим экспорта могут помещаться:

- отечественные товары, находящиеся на таможенной территории, за исключением товаров, которые в соответствии с таможенным и иным законодательством не подлежат помещению под этот таможенный режим (см. п.1.16 ст.8 ТК – определение понятия отечественных товаров);

- товары, вывезенные с таможенной территории РБ, однако нормами ТК и (или) иными актами таможенного законодательства допускается возможность установления для них таможенного режима экспорта.

Товары, помещенные под таможенный режим экспорта и фактически вывезенные за пределы таможенной территории РБ, утрачивают статус отечественных товаров (ч. 3 ст. 162 ТК).

По общей процедуре одним из принципиальных условий помещения товаров под таможенный режим экспорта является:

- исполнение налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин и

- внесение иных таможенных платежей,

-а также соблюдения мер экономической политики (в том числе представление таможенному органу соответствующих разрешений уполномоченных государственных органов на вывоз этих товаров).

В то же время п. 4 ст.162 ТК предусматривает нормативное основание предоставления налоговых льгот по уплате вывозных таможенных пошлин в случаях и на условиях, установленных актами законодательства. В этой части необходимо отметить, что экспортные пошлины рассматриваются развитыми государствами и глобальными международными организациями в сфере международной торговли как несоответствующие требованиям времени и противоречащие самой природе внешней торговли. В РБ практика применения вывозных таможенных пошлин в отношении ограниченного перечня товаров существует по настоящее время. В частности, к таким товарам относятся: некоторые виды рыб и семян, некоторые готовые продукты из рыбы, отдельные виды алкогольной продукции, минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, пластмассы и изделия из них, необработанные шкуры, древесина и изделия из нее, бумага и картон, медь, никель, алюминий, свинец, цинк, олово и изделия из них.

В отношении отдельных товаров применяются меры экономической политики.

Меры экономической политики – ограничения на ввоз в РБ и вывоз из РБ товаров, установленных исходя из:

- экономических интересов Беларуси,

-либо в силу ее международных обязательств,

-либо в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы отечественных лиц акции иностранных государств и их союзов.

М.э.п. – это меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), главным образом административного характера, которые могут включать в себя:

v количественные и стоимостные ограничения, квотирование, лицензирование, регистрация экспортных контрактов, получение разрешений Правительства РБ, ГТК РБ, других органов государственного управления на осуществление определенных видов ВЭД, экспорт отдельных товаров только с участием государственных организаций (спецэкспортеры), а также т.н. технические барьеры (соответствие товара определенным нормам, качественным характеристикам и т.п.).

Это условие прямо вытекает из содержания положения п. 5 ст. 162 ТК, в которой указано, что товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу при их вывозе за пределы таможенной территории по основаниям экономического и неэкономического характера, могут быть помещены под рассматриваемый таможенный режим только при условии представления таможенному органу соответствующих разрешительных документов, выдаваемых компетентными органами государственного управления. Среди мер экономической политики, которые применяются при этом таможенном режиме, основными являются квотирование и лицензирование экспорта.

В нормативном порядке определены определенные условия и товарные позиции, на которые не распространяются меры экономической политики.

Следует отметить, что товары, помещённые под таможенный режим экспорта, перевозятся по таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено Президентом РБ или Правительством РБ.

Применительно к таможенному режиму экспорта в ст. 163 ТК установлены особенности возникновения, прекращения и срок исполнения обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. В частности, закреплено положение, что налоговое обязательство по уплате пошлин при экспорте товаров возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим экспорта.

Особенности прекращения налогового обязательства изложены в ч. 2 ст. 243 ТК. Налоговое обязательство по уплате вывозных таможенных пошлин подлежит непосредственному исполнению до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим экспорта, за исключением случаев, предусмотренных иными положениями ТК и другими актами законодательства (ч. 3 ст. 163 ТК).

В отношении товаров, помещенных под режим экспорта, вывозные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме, за исключением нормативно определенных оснований, когда такие товары на условиях предоставления льгот или полностью освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин, или их размеры уменьшаются (ч. 3 ст.164 ТК).

Таможенный режим реэкспорта  таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин.

Иностранные товары, помещённые под данный таможенный режим, сохраняют статус иностранных товаров, а отечественные товары, помещённые под таможенный режим реэкспорта и фактически вывезенные с таможенной территории, утрачивают статус отечественных. Иностранные товары, ранее помещённые под таможенные режимы, при помещении под таможенный режим реэкспорта должны находиться в том же состоянии, в каком они были при помещении под такие таможенные режимы.

Под таможенный режим реэкспорта могут помещаться:

ü иностранные товары

-находящиеся на таможенной территории

-вывезенные с таможенной территории, которые могут быть помещены под этот таможенный режим

ü товары, помещённые под таможенный режим свободного обращения

-помещаются под таможенный режим реэкспорта в течение 6 месяцев со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении их под таможенный режим свободного обращения

-находятся в том же состоянии, в каком они были при помещении под таможенный режим свободного обращения

-декларантом доказано, что такие товары являются товарами, помещёнными под таможенный режим свободного обращения.

Статьёй 214 ТК РБ регламентированы особенности возникновения, прекращения и исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых по таможенный режим реэкспорта. Так, налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, если иностранные товары, помещённые под таможенный режим реэкспорта, фактически не вывезены с таможенной территории. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенный режим свободного обращения, исчисленным на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта.

4. Таможенный режим временного ввоза (ст.ст. 190-196 ТК)

Особенности установления таможенного режима временного ввоза помимо положений ТК РБ (ст.ст. 190-196 ТК) регулируются рядом иных правовых актов.

Временный ввоз – этот таможенный режим, который допускает использование иностранных товаров на таможенной территории РБ в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного ввоза).

По общему правилу под таможенный режим временного ввоза могут помещать прежде всего иностранные товары (см. определение понятия «иностранные товары» в п.1.7 ст. 8 ТК). Товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза (временно ввезенные товары), сохраняют статус иностранных товаров на весь период их нахождения на таможенной территории РБ в данном таможенном режиме.

Временный характер рассматриваемого таможенного режима объективно ограничивает круг товаров, которые могут быть помещены под таможенный режим временного ввоза. Фактически под этот таможенный режим могут помещаться только товары, характер или предназначение которых предполагает их возврат в неизменном состоянии.

В этой связи в ч. 2 ст. 190 ТК законодатель устанавливает ряд исключений в отношении товаров, которые не могут быть заявлены в режиме временного ввоза. В частности, запрет распространяется на:

o пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, одежду, обувь, сырье, полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, кроме случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

o промышленные отходы;

o товары, в отношении которых отсутствует возможность обеспечения надежной идентификации;

o иные товары, характер использования которых неизбежно повлечет за собой изменение их состояния, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).

В отношении временно ввезенных товаров или применяются налоговые обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, или не применяются. Основания и порядок применение налоговых обязательств по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов регламентируется ст. 195 ТК. Как следует из содержания ч. 1 ст.195 ТК, ввозные таможенные пошлины в случае их применения уплачиваются в размере 3 % от сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц использования товаров в таможенном режиме временного ввоза.

Категория товаров и условия, при которых они помещаются в режиме временного ввоза без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, устанавливаются Президентом РБ.

Законодатель в ч. 5 ст. 190 ТК установил различные основания заявления режима временного ввоза для конкретных товарных позиций, в отношении которых имеются нормативно установленные ограничения (меры экономической политики). В частности, если ограничения установлены по основаниям экономического характера, то в отношении таких товаров для заявления режима временного ввоза не требуется представление таможенному органу разрешительных документов (специальных разрешений, лицензий) соответствующих уполномоченных органов государственного управления.

И наоборот, товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, помещаются под таможенный режим временного ввоза при наличии соответствующих разрешительных документов.

Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы.

Идентификаци я – наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, подробное описание товаров, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Более подробно о средствах идентификации см. в ст. 303 ТК.

Особенности применения средств идентификации в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза, устанавливаются ГТК РБ.

В качестве одного из вариантов заявления режима временного ввоза законодатель закрепил положение (ч.7 ст.190 ТК), что в случаях, установленных Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ, товары помещаются под таможенный режим временного ввоза при условии предоставления обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, и в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, исчисленным на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза.

Как ранее отмечалось, использование товаров в соответствии с рассматриваемым режимом не может осуществляться бессрочно. Законодатель в ч. 1 ст. 191 ТК установил, что предельный срок действия режима временного ввоза не может превышать 2 лет.

Однако из этого общего правила имеются исключения. В зависимости от категорий и видов товаров, а также целей их ввоза на таможенную территорию президентом РБ, в том числе по представлению Правительства РБ, может устанавливаться более или менее продолжительный предельный срок действия таможенного режима временного ввоза по сравнению с установленным двухлетним.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на срок, заявленный декларантом в таможенной декларации (понятие декларанта и таможенной декларации см. п.п. 1.4 и 1.28 ст. 8 ТК). При этом учитываются:

-обстоятельства временногоиспользования товаров на таможенной территории РБ

-время использования таких товаров

-цели временного использования товаров на таможенной территории

в пределах общего двухлетнего срока.

Но, как следует из содержания ч.4 ст. 191,

- при неоднократном помещении товаров под таможенный режим временного ввоза,

- в том числе когда декларантами этого таможенного режима являются разные лица,

то общий срок использования товаров в рассматриваемом таможенном режиме не может превышать двух лет.

Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии (за исключением естественных изменений их качественных или количественных характеристик при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранении и использовании (эксплуатации), изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации) и находиться в фактическом владении и пользовании лица, заявившего таможенный режим временного ввоза (декларанта). Передача временно ввезённых товаров во владение и пользование иным лицам допускается только с разрешения таможенного органа. Исключением является передача таких товаров без разрешения таможенного органа в целях их технического обслуживания, ремонта, кроме капитального ремонта и модернизации, хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определённых законодательством.

Ответственность за использование товаров в соответствии с требованиями таможенного режима временного ввоза несет заявитель данного таможенного режима (декларант). Товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза, находятся под таможенным контролем.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РБ в целях соблюдения законодательства РБ о таможенном деле, а также законодательства и международных договоров РБ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РБ. Проводится таможенными органами в формах и способами, определенными таможенным законодательством.

(Подробнее понятие института таможенного контроля в таможенном деле будет рассматриваться в рамках отдельной темы).

Примечание: здесь и далее в таможенном законодательстве РБ употребляются термины, правовое содержание которых раскрывается в иных отраслях права, например, в гражданском законодательстве (владение, пользование, распоряжение и т.д.).

Как видно из содержания ч. 3 ст. 192 ТК, передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает заявителя таможенного режима временного ввоза (декларанта) от соблюдения требований и условий, установленных законодательством, а также не приостанавливает и не продлевает установленного таможенным органом срока действия таможенного режима временного ввоза.

Предметный интерес представляет положение п. 4 ст. 192 ТК, из которого следует условие, что временно ввезенные товары могут быть заявлены не только в режиме временного ввоза, но и помещены под другие таможенные режимы: свободного обращения, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, беспошлинной торговли либо под таможенную процедуру временного хранения товаров.

Действие таможенного режима временного ввоза прекращается:

а) по истечении установленного таможенным органом срока действия таможенного режима временного ввоза;

б) до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенного режима временного ввоза:

- при помещении временно ввезенных товаров под таможенные режимы свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, беспошлинной торговли либо под таможенную процедуру временного хранения товаров на условиях, установленных в п.5 ст. 192 ТК;

- при снятии временно ввезенных товаров с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля по основаниям, предусмотренным в ст. 278 ТК (фактический вывоз с таможенной территории, помещение под таможенный режим свободного обращения, конфискацией или обращением в государственную собственность в соответствии с законодательством и др.).

С момента принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза у декларанта возникает обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В п. 2 ст. 194 ТК законодатель изложил основания прекращения налогового обязательства. В частности, это:

- прекращение действия таможенного режима временного ввоза до истечения срока действия такого режима по основаниям, предусмотренным абзацами 2 и 3 статьи 193 ТК, а также при наличии иных обстоятельств, предусмотренных ТК.

5. Таможенный режим временного вывоза (ст.ст. 197-202 ТК)

Регулируется нормами, помещенными в параграфе 6 ТК. Таможенный режим временного вывоза – это такой таможенный режим, при котором допускается использование товаров за пределами таможенной территории РБ в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного вывоза).

Как следует из содержания п.2 ст. 197 ТК, под таможенный режим временного вывоза могут помещаться прежде всего отечественные товары (понятие «отечественные товары см. подпункт 1.16 ст. 8 ТК). Вместе с тем законодатель устанавливает исключения из общего правила. Под рассматриваемый таможенный режим не могут помещаться:

ü пищевые продукты, напитки (включая алкогольные), табак и табачные изделия, одежда, обувь, сырье, полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, кроме случаев их вывоза в рекламных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов,

ü иных товаров, характер использования которых неизбежно повлечет за собой изменение их состояния, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).

После фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории в режиме временного вывоза они утрачивают статус отечественных.

Принципиальное значение имеет положение п.4 ст. 197 ТК, которой закреплено условие, что товары помещаются под таможенный режим временного вывоза без исполнения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин.

Товары, ограниченные к вывозу по основаниям экономического характера (меры экономической политики), помещаются под таможенный режим временного вывоза без представления таможенному органу соответствующих разрешительных документов, выдаваемых компетентными органами государственного управления. В то же время товары, ограниченные к перемещению по основаниям неэкономического характера, могут быть вывезены в таможенном режиме временного вывоза только при предоставлении документов вышеуказанной направленности.

Как и к товарам, ввозимым в режиме временного ввоза, к рассматриваемой категории товаров также применяются средства идентификации в целях обеспечения соблюдения декларантом условий использования товаров в этом таможенном режиме.

Законодатель в п. 1 ст. 198 ТК установил предельный срок действия таможенного режима временного вывоза – пять лет. Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ названный срок может изменяться в сторону увеличения или его уменьшения в зависимости от категорий и видов товаров, а также целей их вывоза с таможенной территории.

Срок действия таможенного режима временного вывоза устанавливается таможенным органом на срок, заявленный декларантом в таможенной декларации на помещение товаров под такой таможенный режим, исходя из:

-времени

-целей

-и обстоятельств

временного использования товаров за пределами таможенной территории, а также

-времени, необходимого для возвращения временно вывезенных товаров на таможенную территорию РБ и их представления к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим реимпорта, но в пределах пятилетнего срока.

Таможенный орган по ходатайству декларанта может продлить срок таможенного режима временного вывоза, но в пределах пятилетнего срока.

Временно вывезенные товары могут быть помещены под таможенные режимы:

-реимпорта

-экспорта и переработки вне таможенной территории, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию.

В период срока действия таможенного режима временного вывоза временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения, использования (эксплуатации), а также изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта, кроме капитального ремонта и модернизации.

6. Таможенные режимы таможенного склада и свободного склада (ст.203-209 и ст.)

Таможенный режим таможенного склада  таможенный режим, допускающий хранение иностранных товаров на таможенном складе в течение установленного срока (срока действия таможенного режима таможенного склада), но не более 2 лет. Срок хранения товаров, помещённых под данный таможенный режим, определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации. По запросу этого лица (декларанта) таможенный орган продлевает срок действия таможенного режима, но в пределах установленных законодательством 2 лет. Но если товары имеют ограниченные сроки годности и (или) реализации, срок действия таможенного режима таможенного склада устанавливается с учётом того, что на момент истечения срока действия этого режима сроки годности и (или) реализации таких товаров должны составлять ещё не менее 180 календарных дней.

В период хранения с товарами могут совершаться обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности (могут осматриваться, измеряться, перемещаться в пределах таможенного склада) при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации. Иные операции в отношении товаров, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться на таможенном складе только с разрешения таможенного органа. Операции, совершаемые с товарами, помещёнными под таможенный режим таможенного склада, не должны повлечь за собой изменения количественных и качественных характеристик этих товаров, в том числе связанные с изменением их классификации по Товарной номенклатуре ВЭД.

По таможенный режим таможенного склада могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, за исключением:

-товаров, которые в соответствии с законодательством не подлежат помещению под этот таможенный режим;

-товаров, запрещённых к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе,

-а также товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их представления к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим таможенного склада составляет менее 180 календарных дней.

Товары, помещённые под таможенный режим таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров.

Таможенный склад представляет собой технически оборудованное помещение, для открытия которого необходимо получить лицензию ГТК РБ. Таможенные склады могут быть:

- открытого - если они доступны для хранения любых товаров и пользования любыми лицами;

- закрытого типа – если они предназначены для хранения товаров, которые принадлежат владельцу таможенного склада.

Товары помещаются под таможенный режим таможенного склада без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При этом для помещения товаров под таможенный режим таможенного склада на декларанта возлагается обязанность представить в таможенный орган дополнительные документы, подтверждающие право владельца таможенного склада осуществлять хранение товаров, помещаемых под этот таможенный режим, и его согласие принять на хранение такие товары.

После получения свидетельства о помещении товаров под таможенный режим таможенного склада и после непосредственного помещения его под данный таможенный режим декларант обязан обеспечить размещение этих товаров на таможенном складе, указанном в свидетельстве. При этом такие товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим таможенного склада, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Товары, помещённые под указанный таможенный режим, до истечения установленного таможенным органом срока могут быть помещены под таможенный режим, в том числе таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру. Если же товары не помещены под таможенный режим, в том числе таможенный режим таможенного склада или под таможенную процедуру, то по истечении установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада товары задерживаются в соответствии с главой 32 ТК РБ. Также подлежат задержанию таможенными органами товары, не помещённые под таможенный режим или под таможенную процедуру по истечении 2 месяцев со дня, следующего за днём принятия решения о ликвидации таможенного склада.

Действие таможенного режима таможенного склада прекращается:

-по истечении установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада;

-при задержании товаров, помещённых под таможенный режим таможенного склада, в случае ликвидации таможенного склада;

-до истечения установленного таможенными органами срока действия данного таможенного режима

а) при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада либо иной таможенный режим или под таможенную процедуру

б) при снятии товаров, помещённых под таможенный режим таможенного склада, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля (ст. 278 ТК РБ).

Свободный склад  таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а белорусские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Данный таможенный режим устанавливается Президентом РБ и открывается в рамках свободной таможенной зоны.

-Указ Президента РБ № 545 от 24.11.2005г. «Об утверждении Положения о свободных складах» в ред. от 25.10.2007г.

-Постановление ГТК РБ № 10 от 31.01.2006г. «Об утверждении Инструкции о таможенном режиме свободного склада, Инструкции о порядке заполнения и регистрации заявления о снятии с таможенного контроля товаров, помещённых под таможенный режим свободного склада».

7. Таможенный режим свободной таможенной зоны (ст.221-225 ТК РБ)

Таможенный режим свободной таможенной зоны  таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определённой для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока её функционирования.

СТЗ – не таможенная территория, это «изъятие», «белое пятно» из таможенной территории. Если товар ввезён в СТЗ, но товар продали, то нарушен режим, то есть надо переоформить режим и заплатить налоги.

Условия помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны:

ü под таможенный режим СТЗ могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы (кроме таможенных режимов таможенного склада и свободной таможенной зоны), а также товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ;

ü декларантом может выступать только резидент свободной экономической зоны, который будет осуществлять хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в определённой для такого резидента свободной таможенной зоне. Для этого декларант дополнительно представляет в таможенный орган документы, свидетельствующие, что он является резидентом свободной экономической зоны и для него определена свободная таможенная зона, в которой будут осуществляться хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом СТЗ.

ü товары помещаются под таможенный режим СТЗ без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

ü товары, помещённые под таможенный режим СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, образовавшиеся при совершении операций переработки таких товаров, приобретают статус иностранных товаров.

ü товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям экономического / неэкономического характера, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны без представления / при представлении таможенному органу соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз этих товаров.

Операции переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, включают:

-собственно переработку или обработку товаров;

-изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку;

-ремонт либо техническое обслуживание товаров.

Перечень товаров, помещение которых не допускается, а также запреты и ограничения на отдельные виды операций в свободных таможенных зонах устанавливает Президент РБ или по его поручению Правительство.

Таможенный режим свободной таможенной зоны прекращается:

-при помещении товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, под таможенный режим или под таможенную процедуру;

-при задержании товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ;

-при снятии товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля.

8. Таможенный режим беспошлинной торговли (ст.226-230)

Таможенный режим беспошлинной торговли  таможенный режим, допускающий реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим с таможенной территории, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.

Иностранные товары, помещённые под таможенный режим беспошлинной торговли, сохраняют статус иностранных товаров. Отечественные товары, помещённые под таможенный режим беспошлинной торговли и фактически вывезенные с таможенной территории, утрачивают статус отечественных товаров. Иностранные товары / отечественные товары помещаются под таможенный режим беспошлинной торговли без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных / вывозных таможенных пошлин, налогов.

Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться находящиеся на таможенной территории иностранные и отечественные товары, за исключением:

-товаров, которые в соответствии с законодательством не подлежат под этот таможенный режим;

-товаров, запрещённых к ввозу в РБ и (или) вывозу из РБ, запрещённых к обороту на территории РБ, а также иных товаров, перечень которых может определяться Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

Виды магазинов беспошлинной торговли:

ТИП 1 –магазины беспошлинной торговли, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, находящиеся в аэропортах, открытых для международного сообщения, и реализующие товары физическим лицам, выезжающим с таможенной территории РБ.

ТИП 2 – магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РБ и реализующиетовары дипломатическим агентам, консульским должностным лицам, сотрудникам административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства, если они не являются гражданами РБ и не проживают в РБ постоянно, сотрудникам представительства международной организации, приравненного дипломатическому представительству иностранного государства, а также членам семей указанных лиц, проживающим вместе с такими лицами и не являющимся гражданами РБ и не проживающим в РБ постоянно.

Декларантом таможенного режима беспошлинной торговли может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация товаров, помещаемых под этот таможенный режим. Владелец магазина – обычный субъект хозяйствования, имеющий лицензию ГТК РБ. Не подлежат помещению под этот таможенный режим товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли. Для помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли декларант дополнительно представляет в таможенный орган документ, свидетельствующий, что он является владельцем магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация товаров.

Цель введения такого режима – не вывозить, оставлять иностранную валюту при выезде путём покупки товаров только за иностранную валюту. При этом надо предъявить учётно-контрольный листок, посадочный талон на ж/д или авиационный билет. Выдаётся чек магазина. Эти магазины находятся в зоне пограничного или таможенного контроля, чтобы исключить свободный доступ лиц, которые не пересекают границу.

После помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли декларант обязан обеспечить размещение таких товаров в магазине беспошлинной торговли, указанном в свидетельстве о помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли, в срок, установленный таможенным органом при помещении товаров под этот таможенный режим. Декларант при этом обязан обеспечить хранение товаров, помещённых под данный таможенный режим и размещённых в магазине беспошлинной торговли, до прекращения в отношении их действия таможенного режима беспошлинной торговли. Действие таможенного режима беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров, помещённых под таможенный режим беспошлинной торговли, прекращается:

-при реализации товаров в магазине беспошлинной торговли;

-при помещении этих товаров под таможенный режим беспошлинной торговли с целью размещения в ином магазине беспошлинной торговли, а также под таможенные режимы свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада и др.;

-при снятии этих товаров с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля;

-при задержании товаров, помещённых под таможенный режим беспошлинной торговли (в случае ликвидации магазина).

Действие таможенного режима беспошлинной торговли в отношении отечественных товаров, помещённых под таможенный режим беспошлинной торговли, прекращается:

-при реализации этих товаров в магазине беспошлинной торговли;

-при принятии таможенным органом решения о прекращении действия таможенного режима беспошлинной торговли, выданного на основании заявления декларанта в письменной форме, содержащего отказ от дальнейшего использования отечественных товаров в таможенном режиме беспошлинной торговли;

-при принятии решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли, в котором были размещены такие товары;

-при снятии товаров с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие товаров с таможенного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: