Переход на личностно-ориентированную парадигму образования создает необходимые условия для овладения иностранного языка, для выбора школьниками индивидуальной траектории/индивидуального пути обучения.
Личностно-ориентированная парадигма представляет собой исходный концептуальный подход к образованию и воспитанию, нацеленные на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию,
Личностно-ориентированный подход определяет генеральное направление образования и воспитания, их гуманистический характер и реализуется в соотнесенности с целым рядом других подходов:
- деятельностного (человек существует и развивается в деятельности);
- культуроведческого (образование и воспитание человека есть «вхождение»/«вращивание» его в культуру);
- коммуникативно-когнитивного подхода (познавательная и коммуникативная деятельность выступают как основное средство образования и воспитания).
При обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая функциональное/рабочее владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным межличностное и межкультурное общение выпускников с носителями данного языка.
|
|
Эта цель может быть в современных условиях (в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и базисным учебным планом) достигнута на двух уровнях: на общеобразовательном/базовом уровне и на углубленном профильном уровне.
Выбор профиля от профессиональных устремлений школьника и его планов на будущее:
- будет ли он продолжать профильное изучение иностранного языка в специализированном учебном заведении, например, лингвистическом/ языковом педагогическом вузе;
- будет ли иностранный язык служить для него средством изучения другой предметной области;
- собирается ли выпускник использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы, например, в качестве гида-переводчика, секретаря-референта со знанием иностранного языка, в гостиничном, туристическом и другом бизнесе.
В филологическом профиле именно сам иностранный язык в единстве с литературой и страноведением выступает в качестве цели углубленного изучения. В других профилях он одновременно выступает и как средство изучения другой предметной области (например, экономики, истории, информатики, естественнонаучных дисциплин), причем как средство, которым надо хорошо владеть.