1. Что является предметом и что – объектом педагогики?
2. Каковы основные категории педагогики?
3. Какие научные и практические задачи решает педагогика?
4.В чем заключается влияние философов Сократа, Платона, Аристотеля на развитие педагогики?
5. Каковы особенности развития педагогики в Средние века и эпоху Возрождения?
6. Почему Яна Коменского считают выдающимся педагогом всех эпох?
7. Каковы основные педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо и Г. Песталоцци?
8. Кто внес существенный вклад в становление и развитие педагогики в России?
9. Как развивалась педагогика в России в ХХ веке?
10. В чем смысл инновационных процессов в российской системе образования?
Б. Выполните следующие тесты:
I. Верно или неверно?
1. Разработка и внедрение в практику новых методов, средств, форм обучения и воспитания входит в круг задач педагогической науки.
2. Идея использовать диалог как средство обучения логическому мышлению принадлежит Аристотелю.
3. Педагоги начали внедрять принцип наглядности в обучение в XIX веке.
4. Автором первых учебников по русской грамматике и риторике является М.В. Ломоносов.
II. Выберите правильный ответ
1. … – целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов, убеждений а)воспитание; б) обучение.
2. … исходя из идеи природного совершенства детей, призывал не мешать их развитию, приспосабливаться к их склонностям и интересам
а) Дж. Локк;
б) Ж.-Ж. Руссо.
3. Основоположником педагогической науки в России является:
а) Н.Н. Новиков;
б) К.Д. Ушинский.
4. Усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование, использование – это …
а) учение;
б) обучение.
III. Продолжите фразу
1. Образование определяется как процесс и как результат …
2. Стержнем педагогической системы К.Д. Ушинского стали требования...
3. В конце ХХ века в России появилось большое количество авторских школ, которые …
4. Педагогика – это наука о …
IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
1. Предметом педагогики является …
а) исследования сущности формирования и развития личности;
б) человек, развивающийся в результате воспитательных отношений;
в) закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, обучения, воспитания;
г) воспитательные отношения, возникающие в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением.
2. Развитие – это процесс, который …
а) включает в себя внутреннее последовательное количественное и качественное изменение физических и духовных сил человека;
б) осуществляется под влиянием внешних и внутренних факторов;
в) связан с самосовершенствованием человека;
г) обеспечивает знания, навыки, умения, необходимые для получения профессии.
3. Вузовская педагогика изучает …
а) принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную сферу профессиональной деятельности;
б) развитие личностного трудового потенциала человека;
в) пути повышения культуры личности;
г) закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Содержание образования ориентировано на:
а) обеспечение самоопределения личности;
б) формирование у обучаемых адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
в) интеграцию личности в систему мировой и национальной культур;
г) осмысление целей образования и воспитания в современный период педагогического знания.
5. Педагогический эксперимент …
а) заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанной гипотезы;
б) в зависимости от цели может быть констатирующим, созидательно-преобразующим, контрольным;
в) включает в себя изучение школьной документации;
г) использует методы математической статистики при обработке полученных данных.