Первые юристы

По представлению древних римлян только божественное право является воплощением естественных законов. Они разделяли идею о том, что все принадлежит высшей силе, и именно у нее стоит просить хорошего урожая, значительного приплода или внушительной прибыли. В таком случае жрецы играли особую роль в обществе, выполняя функции толкователей воли богов. Уже Цицерон отмечал особенности, выполняемых жрецами обязанностей - «одни и те же лица руководили как служением бессмертным богам, так и важнейшими государственными делами».

Уже в ранний период между коллегиями жрецов существовало распределение полномочий. Таким образом и «божественное право»(res sacra) подразделялось на: Авгуральное(jus augurale), понтификальное(jus pontificium), фециальное(jus fetiale), право фламинов(jus flamini), и право жертвоприношений(jus sacrificet). Цицерон считает что разделение полномочий жрецов подобно разделению на две части религии-«Вся религия римского народа разделена на жертвоприношения и ауспиции(гадания)». Здесь стоит сказать о двух важнейших коллегиях жрецов - Авгурах и Понтификах.

Авгуры занимались гаданиями. Для них было возможно распустить народное собрание, отменить выборы в магистраты, и отменить закон, не соответствующий «воле богов». Они могли налагать штрафы на тех, кто послужил причиной неудобства для высших сил. Но, их деятельность носила местами формальный характер, так как их наблюдения и сакральные действия не фиксировались документально. В этом они значительно уступали Понтификам.

Получается, что, несмотря на широкие полномочия, эта коллегия не имела полной монополии на ведение сакральных дел. В свою очередь, Понтифики выступали в качестве хранителей божественной воли, магистратов и судей над всеми частными делами. Исходя из данных слов, можно считать Понтификов (Pontifex) первыми хранителями и толкователями древнеримского права, которые выступали в роли религиозных служителей культа. Ранние правовые источники, будучи зачатками полноценной правовой системы, входили в лоно религии, которая следила за соблюдением религиозных норм и обычаев. Изначальное предназначение коллегии Понтификов заключалось в хранении сакрального права (jus pontificium). Основу их деятельности составляли разработка правил и приемов толкования, а также ведение записей юридических прецедентов (commentarii pontificium) и помощь гражданам по вопросам права. На основе этого Понтификов можно считать первыми юристами, которые заложили основу римского гражданского права. Позднее они приобрели более широкое влияние. К тому моменту, уже, не будучи ограниченными полномочиями в делах сакральных, они получили возможность влияния на разрешение дел о браке и наследстве. Не менее интересным было получение Понтификом вознаграждения за свою деятельность, которое производилось в строгом соответствии с обычаями. Если Понтифик выступал в роли третейского судьи, то обе стороны в равных долях, оставляли вознаграждение в виде имущества или денег в специальном месте под названием «pons sublicius».1 Забавно, как точно термин характеризует значение статуса «Понтифик» и говорит нам о формализме римского права, на основе которого даже звания жрецов имели формально-определенный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: