Титул II. О приобретении и утрате владения

1. Павел. Владение было названо, как говорит и Лабеон, от осе­даний, будучи как бы поселением, так как оно естественно удержи­вается тем, кто на нем стоит, что по-гречески называется katoche. § 1. И право собственности берет начало из естественного владения, утверждает Нерва-сын, и след этого обстоятельства остается в от­ношении тех [вещей], которые приобретаются на земле, на море и на небе. Ведь они тотчас становятся принадлежащими тем, которые первыми получат владение ими. Также военная добыча, и образо­вавшийся на море остров, и самоцветы, драгоценные камни, жемчу­жины, найденные на побережье, становятся принадлежащими тому, кто первым заполучил владение ими. § 2. А приобретаем владение мы через нас самих. § 3. Сумасшедший и малолетний без соизволе­ния опекуна не могут начать владеть, поскольку они не имеют воли к обладанию, хотя бы телесно они сами теснейшим образом сопри­касались с вещью, как, например, если кто-либо спящему положит в руку что-либо. Но малолетний с соизволения опекуна начинает вла­деть. А Офилий и Нерва-сын утверждают, что даже без соизволения опекуна может малолетний начать владеть. Ведь это дело относится к факту, а не к праву... § 5. Также мы приобретаем владение через раба или сына, который нам подвластен, и, конечно, в отношении тех вещей, которые они удерживают по праву пекулия...

3. (Павел). А во владении могут быть [те вещи], которые являются физическим телом. § 1. И мы приобретаем владение физическим со­прикосновением и намерением, а не самим по себе намерением или соприкосновением. Однако сказанное нами, что мы должны приоб­ретать владение и физически и намерением, не во всяком случае на­до воспринимать так, что тот, кто захочет владеть имением, будет обходить по кругу весь земельный участок. Но достаточно зайти на какую угодно часть этого имения, если только это будет сделано с тем намерением и желанием, что он хочет владеть всем имением вплоть до границ [участка]. § 2. Никто не может владеть неопреде­ленной частью вещи, как, например, если у тебя будет сознание то­го, что чем-то владеет Тиций, и ты также хочешь владеть. § 3. Нера­ций и Прокул [утверждают], что и одним намерением не можем мы приобретать владение, если [этому] не предшествует естественное владение... § 4. Мы можем владеть одной и той же вещью сразу по многим основаниям, как, [например], некоторые считают, что тот, кто приобретает право собственности давностью владения, владеет [вещью] и в качестве покупателя, и как своей... § 5. Напротив, не могут многие владеть одной и той же вещью в целом, так как про­тивно природе, чтобы, когда я чем-то владею, представлялось, что ты также этим владеешь. Однако Сабин пишет, что тот, кто отдал вещь в прекарий, владеет и сам, и тот [владеет], кто принял ее в прекарий. То же одобрял Требаций, считая, что может один законно, другой незаконно владеть, а двое незаконно или двое законно — не могут. Его порицал Лабеон, потому что в отношении сущности вла­дения не много значит, владеет кто законно или незаконно. Это ближе к истине. Ведь одно и то же владение может быть у двоих не в большей степени, чем [может быть] то, что ты окажешься стоящим на том месте, на котором стою я, или окажется, что ты сидишь на том месте, на котором сижу я... § 11. Летними и зимними пастбища­ми мы владеем одним намерением, хотя покидаем их в определен­ные отрезки времени... § 18. Если вещь, отданную тебе на сохране­ние, ты унесешь с целью совершения похищения, я перестаю вла­деть ею... § 19. Также древними было предписано, что никто не может сам себе изменить правовое основание владения... § 21. Ви­дов владения столько же, сколько и оснований приобретения того, что нам не принадлежит, как то: [владение] в качестве покупателя, в качестве получившего в дар, в качестве легатария, в качестве полу­чившего вещь в составе приданого, в качестве наследника, в качест­ве получателя [раба], выданного [потерпевшему] за правонаруше­ние, в качестве владеющего вещью как своей, как, например, в от­ношении тех вещей, которые мы приобретаем на суше и в море или [в качестве военной добычи] у врагов или которые мы создали, как это имеет место в природе вещей. И в конце концов, вернее, что вид владения есть один, а разновидностей бесчисленное множество. § 22. Или даже [единственный] вид владения может быть разделен на две разновидности, так что владение осуществляется или добросове­стно, или недобросовестно.

6. (Ульпиан). Мы говорим, что владеет тайно тот, кто воровским образом вступил во владение, при неведении [об этом] того, кто по­дозревался [владельцем] в том, что учинит с ним тяжбу, и [кого] он боялся, как бы тот этого не сделал.

8. (Павел). Как не может приобретаться никакое владение иначе, как намерением и физическим соприкосновением, так и не утрачи­вается никакое иначе, как если в отношении какого-либо из обоих этих [элементов] сделано противоположное.

11. (Павел). Правомерно владеет тот, кто владеет по воле претора.

12. (Ульпиан). Считается, что тот, кто имеет узуфрукт, владеет ес­тественно. § 1. Принадлежность [вещи кому-либо] не имеет с владе­нием ничего общего, и поэтому не отказывают в интердикте «как вы владеете» тому, кто начал вещь виндицировать. Ведь не считается, что тот, кто виндицирует вещь, отказывается от владения.

15. (Гай). Равным образом мы рассматриваемся как утратившие владение похищенной у нас вещью, а также той, которая отнята у нас силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: