Проблема субстанции в философии. Категория материи

Предельно общим признаком категории "бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего.
В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория "субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, первопричинам -алейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо отчего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости оттого, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название "философский монизм". Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.
Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.
Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся "абсолютная идея") и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).
Понятие "материя" является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин "материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.
Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии "материя" является краеугольным понятием; в разных школах материализма она принимает различные значения.

Этимология термина “материя”: от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века

Но еще Демокрит заметил, что с помощью одного, качественно-определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого.

Дальнейшее движение мысли привело к идее атомарного строения мира в основе лежат чувственно не воспринимаемые частицы - атомы. Атомы истолковывались как мельчайшие “кирпичики” До конца XIX века просуществовала дискретная картина мира, когда бытие мыслилось как особого рода взаимодействие мельчайших обособленных (дискретных) частичек вещества.

Однако долгое существование атомизма постепенно сменилось его кризисом в силу наличия целого ряда новых эмпирических фактов.

Во-первых, атом оказался не простой мельчайшей частицей: был открыт электрон, радиоактивный распад и т.п. Атом - обладатель чрезвычайно сложного внутреннего строения. + Появились совершенно новые воззрения в области теории взаимодействия введение в физику понятия поля (Фарадей, Максвелл), которое описывает принципиально отличное от вещества состояние материи. Сначала поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство это не разрушало представления о материи как о веществе, так как поле продолжало мыслиться как атрибут вещества.

Затем было неопровержимо доказано, что поле - не только атрибут объекта, но и самостоятельная физическая реальность поле вместе с веществом превратились в новый и особый вид материи, в котором вместо дискретности основным свойством является континуальность.

+ Масса считалась мерой количества материи открытие непостоянства массы было истолковано так, будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов - превращение материи в энергию исчезновение материи.

Западное общественное мнение повернулось к идеализму в своем большинстве, так как материализм традиционно был связан с механистически-вещественным пониманием материи.

Разрешением вышеописанной проблемы также является концепция диалектического материализма, которая уточняет категорию материи в свете новых данных естествознания, освобождает категорию материи от неразрывной связи с понятием вещества и дает определение, соответствующее универсальному содержанию данной категории.

Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В каждой конкретной форме материи нет какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерности движения и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы.

Типы материальных систем - элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела разных размеров, геологические системы, Земля, другие планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время. А универсальные свойства материи проявляются во всеобщих законах ее существования.

Ленин в своем определении материи следует материалистической философской традиции, определяя ее через соотношение материи с сознанием, говоря о материи как о категории, которая дана в ощущениях, отображается ощущениями и при этом существует независимо от них.

Диалектический материализм не связывает четко понятие материи с вопросом о ее конкретном строении.

Два основных возражения против концепции материи в диалектическом материализме:

1) известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях;

2) если материю можно определять через соотношение с сознанием материя зависит от сознания, а не наоборот.

Аргументы в защиту диалектического материализма:

на (1) - материя дана в ощущениях не только непосредственно, но и опосредованно, через различного рода “приборы”. Сложность состоит лишь в том, чтобы научиться адекватно интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента.

на (2) - материя есть субстанция сущего и самобытна в своей пространственно-временной бесконечности она самодостаточна и не нуждается в непременном осознании; противопоставления материи и сознания, как и их соотношение в целом, вовсе не абсолютны, а относительны.

В диалектическом материализме понятие материи как объективной реальности характеризует ее как единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития.

Ленинское определение материи направлено как против объективного (исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего), так и против субъективного (полагающего, что все окружающие предметы являют собой “комплексы наших ощущений”) идеализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: