Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в

Социология – наука о становлении, развитии, функционировании социальных общностей, а также механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.
Философия стала исторически первой формой теоретического знания.
Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:
- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХX века),
- классическому (50-е годы ХК века - начало ХХ века),
- современному (начало ХХ века - до настоящего времени).
Для каждого этого периода характерны свои особенности.
Первыми социальными философами, которые изучали общество, его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:
1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).
2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).
3. Платон (427-347 до н.э.).
4. Аристотель (384-322 до н.э.).
Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе.
Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и управления в них.
Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал - рабовладельческую демократию.

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Среди них выделяются - Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Его главный тезис-правильное государство можно обосновать с помощью науки. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные, образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя.

Аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс.Кроме него сущ. 2 других это 1)богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Плутократия — форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей. Пролетариат — социальный класс, не обладающие правом собственности на средства производства, наёмные рабочие, для которых основным источником средств для существования является работа по найму. Аристотель утверждает, что главная задача государства - обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества.

Государство лучше всего управляется если 1)масса бедняков не отстранена от участия в управлении. 2)эгоистические интересы богатых ограничены. 3) Средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV - Увв.) и Фомы Аквинского (ХШ века).
По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство - необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка - великий грех перед государством и церковью.
Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис - «Философия - служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия - греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.

Никколо Макиавелли он перым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли - лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей - частная собственность. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон гласит, что их действиями правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбиив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Оба мотива одинаково разрушительны для государства.

Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно производить сразу и в больших дозах.

Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли - утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590­1525 гг.), Т. Мор (1478-1535 гг.), Т.Кампанелла (1568-1639 гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму.
Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639 гг.)
Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645 гг.), Т.Гоббса (1588-1645 гг.), Б.Спинозы (1632-1677 гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество - высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.

Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Людей побуждает создавать общество взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, позволяя жить в конкуренции друг с другом. Но объединившись, люди ориентируются вовсе не на общественное благо. Они ищут уважения, превосходства и собственного благополучия. Не добившись уважения одним путём, люди стремятся заполучить его иным., господствуя над другими.

Эпоха Просвещения (XVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704 гг.), Ш.Монтескье (1689-1755 гг.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789 гг.) и др.
Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф. Гегель (1770-1831) и др.
И. Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной.
Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них - внутренние общественные противоречия.
Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825 гг.), Ш.Фурье (1772-1837 гг.) и Р. Оуэна (1771-1858 гг). В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами, и экономистами. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.


Термин "социология" появился лишь в начале XIX века - между 1838 и 1840 гг.

Термин «социология» происходит из двух слов: латинское слово «sotiatas» - общество и греческое слово «logos» - учение.Термин введен впервые французским философом Огюстом Контом (1798 – 1857). Как самостоятельная наука социология появилась в первой половине XIX века. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: