• ОН состоит из людей, профессионально занимающихся управлением. Их называют государственными служащими;
• функционирование всех звеньев обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а таюке мерами принуждения, осуществляемыми специальными органами (армия, полиция, тюрьмы и т.д.);
• С изменением содержания функций государства соответственно изменяются структура и деятельность государственного механизма;
• полномочия отдельных органов определяются и ограничиваются правом.
Структура и деятельность механизма государства строятся на основе принципов, под которыми понимаются правовые основы его формирования, организации и функционирования.
• Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)
• Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)
• Принцип законности (соблюдение и исполнение законов не только гражданами, но и государством)
|
|
• Принцип гуманизма (человек, его права и свободы должны быть в центре государственной политики)
• Принцип демократизма (народовластия) (реальное участие народа в управлении государством выборы, референдум)
• Принцип федерализма (равноправие субъектов федерации между собой, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации)
• Принцип представительства интересов граждан в деятельности механизма государства (государство должно действовать во благо общества, реально гарантировать права и свободы граждан)
• Принцип равного доступа граждан к государственной службе (в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки)
• Принцип профессионализма и компетентности (необходимость подготовки квалифицированных кадров государственных служащих)
Рассмотренные принципы, взятые во взаимосвязи, создают необходимые условия успешного функционирования механизма государства.
Так, в основе осуществления государственной власти в России лежит важный принцип разделения властей.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Пытаясь теоретически обосновать идею разделения властей, известный французский мыслитель Ш. Монтескье в работе «О духе законов» делил власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По мнению Монтескье, все три власти должны были заниматься выполнением свойственных им функций и в то же время взаимодействовать и уравновешивать друг друга. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, - писал он, - необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
|
|
Монтескье считал недопустимым объединение в одних руках хотя бы двух ветвей власти. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учpeждeHии, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.... Не будет свободы... если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы».
Впервые теория разделения властей была реализована в США, где была дополнена системой сдержек и противовесов. Она позволяла не только разделить организационно ветви власти, но и наделить их полномочиями, позволяющими им контролировать и ограничивать другие ветви власти.
Многие положения, обоснованные в работе Монтескье, нашли свое отражение в конституциях демократических государств и не утратили актуальности в настоящее время.