Опекуна (попечителя) ребенка

Основания и порядок установления опеки и попечитель­ства над детьми. Институт опеки и попечительства[625] над деть­ми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюцион­ной России, так и затем в РСФСР[626]. В настоящее время в се­мейном праве под опекой и попечительством понимается фор­ма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в целях их содержания, воспитания и образова­ния, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лише­ны родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попе­чения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонени­ем родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих де­тей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК; п. 3 ст. 31 ГК).

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также админи­стративного права, то есть по своей сути является комплекс­ным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представитель­ство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причи­нения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечи­тельстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного вос­питания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семей­ном кодексе соответственно определяются права и обязаннос­ти опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, нахо­дящихся под опекой (попечительством).

Основанием установления опеки и попечительства над деть­ми является факт утраты ими по тем или иным причинам роди­тельского попечения. Опека и попечительство над детьми пресле­дуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, остав­шихся без попечения родителей (п. 1 ст. 45 СК; п. 1 ст. 31 ГК).

Законодательством установлено, что опека устанавлива­ется над малолетними детьми, то есть не достигшими че­тырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечитель­ствонад несовершеннолетними детьми в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (то есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершенно­летними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечи­тельство — над несовершеннолетними в возрасте от пятнадца­ти до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 121 КоБС).

Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадца­ти лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весь­ма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требу­ющие нотариального удостоверения либо государственной ре­гистрации, а также сделки по распоряжению средствами, пре­доставленной законным представителем или с его согласия тре­тьим лицом для определенной цели или для свободного распоря­жения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не дос­тигших возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособ­ности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние. Они впра­ве самостоятельно совершать те же сделки, что и несовер­шеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а, кро­ме того, они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществ­лять права автора произведений науки, литературы или ис­кусства, изобретения или иного охраняемого законом резуль­тата своей интеллектуальной деятельности, а также в соответ­ствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреж­дения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок по­допечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя — по­печителя (п. 1—2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 119 КоБС) порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно п. 3 ст. 145 СК установление и прекращение опеки или попе­чительства над детьми определяются гражданским законода­тельством (ст. 35, 39, 40 ГК) и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по мес­ту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органами опеки и попечительства являются органы мес­тного самоуправлениявыборные и другие органы, наделен­ные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК)[627]. Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую адми­нистрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесе­ния соответствующего решения. Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отноше­нии детей, находящихся в семьях российских граждан, а так­же по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района — лично или через подразделения администрации района[628].

Орган опеки и попечительства назначает опекуна или по­печителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечитель­ства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (на­пример, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен орга­нном опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или по­печитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попе­чительства. Немаловажно, что назначение опекуна или попечи­теля может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунс­ких или попечительских обязанностей интересам ребенка соот­ветствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым.требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответ­ствующем заявлении в орган опеки и попечительства.

В СК и ГК установлены определенные требования к ли­цам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершенно­летние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК; п. 2 ст. 35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями): а) несовершенно­летним лицам независимо от приобретения ими полной дееспо­собности до достижения возраста совершеннолетия; б) недее­способным лицам; в) лицам, лишенным родительских прав. Зап­рет на исполнение обязанностей опекуна (попечителя) пере­численными лицами обусловлен сущностью и задачами опеки и попечительства. Принимая во внимание содержание функцио­нальных обязанностей опекуна или попечителя детей (воспита­ние, образование подопечных, защита их прав и интересов), закон устанавливает ряд дополнительных требований к лично­сти опекуна (попечителя). В частности, п. 3 ст. 146 СК уточня­ется, кто еще не может быть назначен опекуном (попечите­лем) по причине неспособности надлежащим образом обеспе­чить семейное воспитание ребенка: а) лица, страдающие хро­ническим алкоголизмом или наркоманией; б) лица, ранее от­страненные от выполнения обязанностей опекунов или попечи­телей; в) лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских пра­вах; г) бывшие усыновители, если усыновление было отмене­но по их вине; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Орган опеки и попечительства не вправе назначить опеку­ном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не мо­жет осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требо­вания к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отлича­ются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями[629]. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечи­телями), определен Министерством здравоохранения РФ[630].

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ре­бенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попе­чителя); б) его личные и нравственные качества; в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в. опеке или попечи­тельстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попе­чителя); д) если это возможно — желание самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК; п. 2 ст. 146 СК): Критерии, по которым должна оце­ниваться способность лица к выполнению обязанностей опеку­на (попечителя), законодательно не определены, что предпо­лагает необходимость индивидуального похода к решению дан­ного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоя­тельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.). Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо рас­полагающему необходимыми для этого качествами в силу сво­его жизненного опыта, образования либо специальной подго­товки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опе­куны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсут­ствие у опекуна (попечителя) специального образования. Но­веллой Семейного кодекса является введение необходимости учета отношения к ребенку членов семьи будущего опекуна (попечителя) и их желания участвовать в его воспитании (суп­руг опекуна, попечителя, родители, дети). Указанное требова­ние является совершенно обоснованным и вызвано стремлени­ем создать для опекаемого ребенка наиболее благожелатель­ную обстановку со стороны членов семьи опекуна (попечите­ля), без чего крайне сложно решать задачи воспитания и раз­вития ребенка в новых для него условиях. По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня раз­вития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное тре­бование и не является обязательным. В отличие от усыновле­ния (ст. 132 СК) при передаче ребенка под опеку (попечитель­ство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (по­печителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуа­ции, когда ребенок негативно относится к конкретному канди­дату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мне­ния ребенка.

Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к лич­ности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспе­чение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвра­щение возможных фактов насилия, оскорбления и иных про­тивоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи, что не исключено в жизни.

На практике опекунами (попечителями) чаще всего на­значаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее опти­мально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять реше­ние о назначении родственника ребенка его опекуном (попечи­телем) при наличии предусмотренных законодательством пре­пятствий.

Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечитель­ства кандидатуру опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В даль­нейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.

Прекращение опеки и попечительства. Основания прекра­щения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекраща­ется по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного реше­ния об этом (п. 2 ст. 40 ГК).

Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекраще­ния попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), то есть объявление несовершен­нолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособ­ным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предприни­мательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия попечителя либо при отсут­ствии такого согласия — по решению суда.

Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от испол­нения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей произ­водится органом опеки и попечительства при возвращении не­совершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответ­ствующие воспитательные, лечебные учреждения, учрежде­ния социальной защиты населения или другое аналогичное уч­реждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии ува­жительных причин (болезнь, изменение имущественного по­ложения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попе­чителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или (попечительства) в корыстных це­лях или при оставлении подопечного без надзора и необходи­мой, помощи, орган опеки и попечительства может отстра­нить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанно­стей и принять необходимые меры для привлечения виновно­го гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершен­нолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким об­ращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответ­ственности влечет для него неблагоприятные последствия. Та­кие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опеку­нами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).

Опека и попечительство над детьми, находящимися в вос­питательных, лечебных учреждениях и учреждениях соци­альной защиты населения. В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в се­мью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (вос­питательные учреждения, лечебные учреждения, учрежде­ния социальной защиты населения и другие аналогичные уч­реждения).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей,это образовательные учреждения, в ко­торых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреж­дения социальной помощи населению (детские дома-интерна­ты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физичес­кими недостатками, социально-реабилитационные центры по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребен­ка) и другие учреждения, создаваемые в установленном зако­ном порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей").

К образовательным (воспитательным) учреждениям, в ко­торых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-си­роты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом — школа, шко­ла-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии[631]; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении[632].

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитатель­ное учреждение для детей и подростков с девиантным поведе­нием) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, пре­дусмотренные федеральным законодательством для детей, ос­тавшихся без попечения родителей[633]. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитатель­ных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (кор-рекционных) воспитательных учреждениях различного типа[634].

В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные уч­реждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, могут быть приняты в школу-интернат[635].

Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилита­ции, — социально-реабилитационный центр для несовершен­нолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей[636].

Детям, находящимся на полном государственном попече­нии в соответствующих воспитательных учреждениях, ле­чебных учреждениях, учреждениях социальной защиты насе­ления и других аналогичных учреждениях [637], опекуны и попечи­тели не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК), Полное государственное попечение означает, что защиту прав и за­конных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице со­ответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опе­кунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК, конкретизируя это положение, называ­ет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей. Разграничить функции воспитательного уч­реждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществле­нию над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, ос­новными задачами воспитательного учреждения являются: а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическо­му развитию личности; б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, обще­ства и государства; г) обеспечение охраны и укрепления здо­ровья воспитанников; д) охрана прав и интересов воспитанни­ков[638]. Понятно, что выполнение перечисленных задач относит­ся и к функциональной деятельности опекунов (попечителей). В случае временного помещения ребенка, уже находяще­гося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отноше­нии ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК). Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не свя­занные с виновным поведением опекуна или попечителя (бо­лезнь, служебная командировка и т. п.).

Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюде­нием норм семейного и гражданского законодательства о пра­вах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37—38 ГК; ст. 150 СК). Воспитательное учреждение выступа­ет в защиту личных и имущественных прав несовершеннолет­них подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).

Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопеч­ного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причи­ненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовер­шеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не до­кажет, что вред вознрш не по вине учреждения. Причем обя­занность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).

Если вред причинен находящимся в воспитательном уч­реждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, дос­таточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).

В некоторых случаях воспитательным учреждениям при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руковод­ствоваться не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями)[639] предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершен­нолетний ребенок, утративший попечение родителей, в тече­ние трех месяцев оформить договор передачи жилого помеще­ния в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых про­живают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное раз­решение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются ад­министрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка[640].

Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое ре­гулирует деятельность как государственных, так и муниципаль­ных воспитательных учреждений. В своей деятельности админи­страция воспитательного учреждения руководствуется федераль­ным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое из воспитательных уч­реждений имеет свой устав, который утверждается учредителем. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспи­танников, автономности и светского характера образования.

Управление воспитательным учреждением осуществляет­ся в соответствии с его уставом и Законом об образовании на. принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуп­равления учреждением являются совет учреждения, общее собрание, педагогический совет, попечительский совет и другие формы. Непосредственное руководство воспитательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию[641].

Контроль за условиями содержания, воспитания и образо­вания детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осу­ществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознако­мительных целях, обследовании условий жизни и быта воспи­танников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в не­обходимых случаях актов, направлении запросов о представ­лении сведений о деятельности учреждения и т. п.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, нахо­дившиеся на полном государственном обеспечении и закончив­шие свое пребывание в данном учреждении в связи с завер­шением обучения (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

В целях последующего жизнеустройства при выпуске вос­питаннику обязательно должны быть выданы следующие до­кументы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пре­бывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; до­кумент об образовании (для детей школьного возраста); сведе­ния о родителях или близких родственниках; документы, под­тверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле[642].

Законодательством РФ предусмотрены меры по социаль­ной адаптации и материальному обеспечению выпускников вос­питательных учреждений. В частности, при поступлении в уч­реждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей").

В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждае­мым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров опла­ты труда. По желанию выпускников образовательных учреж­дений им может быть выдана денежная компенсация в разме­рах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот.и детей, оставшихся без попечения родителей")[643].

Администрации воспитательного учреждения предостав­лено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учрежде­нии своим воспитанникам до их трудоустройства или дальней­шего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного уч­реждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на канику­лярное время, могут по решению Совета воспитательного уч­реждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 "Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и под­ростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершен­нолетних по месту жительства воспитанника с учетом конк­ретных жизненных обстоятельств[644].

Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по выдаче выпускникам необходимых докумен­тов, но и принятие необходимых мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т. п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечите­ля. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции по­печителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По до­стижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опе­ки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализа­ции и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом нельзя забывать, что законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В ос­новном эти льготы касаются порядка поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образо­вания.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения роди­телей, получившие основное общее или среднее (полное) об­щее образование, зачисляются на курсы по подготовке к по­ступлению в учреждения среднего и высшего профессиональ­ного образования без взимания с них платы за обучение. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, вправе получать бесплатно второе начальное профес­сиональное образование (п. 1 и 2 ст. 6 Закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образователь­ного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается стипендия. Причем размер стипендии должен быть не ниже 80% установ­ленного законодательством РФ минимального размера опла­ты труда[645]. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачивае­мой обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей")[646].

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на : . весь период полное государственное обеспечение, им выпла­чивается стипендия. Образовательное учреждение содейству­ет их лечению (п. 9 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Кроме того, в случае расторжения зак­люченного контракта с образовательным учреждением они ос­вобождаются от возмещения причиненных учебному заведению и работодателю до получения диплома затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других соци­альных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, оп­ределенных контрактом[647].

Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Перечень прав, детей, находящихся под опекой (попечитель­ством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в свя­зи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находя­щихся под опекой (попечительством), должно служить допол­нительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним прожива­ние; б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их челове­ческого достоинства; в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; г) сохранение права соб­ственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя); е) обладание правами, предусмотренны­ми ст. 55 и 57 СК (то есть право на общение с родителями и другими родственниками; право выражать свое мнение).

Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, нахо­дящихся под опекой (попечительством).

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его сто­роны и совместное с ним проживание основано на закреплен­ном в СК праве ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК) и соответствует" положениям гражданского законодатель­ства о месте жительства несовершеннолетних детей, находя­щихся под опекой или попечительством (ст. 20 и п. 2 ст. 36 ГК).

В частности, п. 2 ст. 20 ГК предусматривает, что местом жи­тельства несовершеннолетних, не достигших возраста четыр­надцати лет, признается место жительства их законных пред­ставителей — опекунов, а п. 2 ст. 36 ГК обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних проживать совместно со сво­ими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечи­тель) не имеет возможности в силу уважительных причин (бо­лезнь, длительная командировка, необходимость ухода за боль­ным родственником и т. п.) лично воспитывать ребенка, он име­ет право на временное помещение подопечного ребенка в со­ответствующее воспитательное учреждение

Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки или попечительства могут быть достигнуты, как прави­ло, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попе­чителем), то есть в условиях их постоянного общения и контак­та. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социаль­ной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей")[648]. Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения орга­на опеки и попечительства. Законом (п. 2 ст. 36 ГК) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попе­чительства и при условии, что это не отразится неблагоприят­но на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со сто­роны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны, родителей и предполагает необходимость удовлетво­рения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одеж­да, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т. п.).

С совместным проживанием с опекуном (попечителем) в не­малой степени связана и реализация права ребенка на обеспече­ние ему условий для содержания, воспитания, образования, а так­же физического, психического, духовного и нравственного разви­тия (ст. 54, 63 СК). Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты без неукоснительного соблюдения прин­ципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с детьми.

Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 1 ст. 36) обязанностью опекунов (попечи­телей) заботиться о содержании своих подопечных. Для испол­нения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без пред­варительного разрешения органа опеки и попечительства про­изводить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопеч­ному в качестве его дохода (п. 3 ст. 37 ГК). Таким образом, распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспе­чивает ему необходимые условия для содержания. В свою оче­редь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без по­печения родителей, и тем самым создает необходимые усло­вия для их содержания.

К источникам средств существования несовершеннолетних подопечных относятся: а) ежемесячные денежные средства, выплачиваемые государством на содержание опекаемых детей. Причем в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей" (с изменениями и дополнениями) на детей, находящих­ся под опекой (попечительством), распространены нормы ма­териального обеспечения и льготы, установленные законодатель­ством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, находящихся в воспитательных учреждениях; б) ежеме­сячные пособия, выплачиваемые в РФ гражданам, имеющим детей, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями)[649],— в тех случа­ях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет; в) доходы от управления имуще­ством несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т. п.); г) алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся де­тям, находящимся под опекой (попечительством).

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со ст. 81—83 СК и выплачиваются опе­куну или попечителю.

Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), мо­гут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю по­тери кормильца, пенсия по инвалидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей[650].

Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством слу­чаях. Так, пособия выплачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профес­сиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенно­го органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, привлекаемых к выполнению спе­циальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обя­занностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.

Пенсии и пособия, причитающиеся подопечным, получа­ют согласно п. 2 ст. 60 СК их опекуны (попечители), как закон­ные представители.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, по­лагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребен­ка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения, им возраста по­лутора лет. Для назначения и выплаты указанных пособий опе­куном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки[651]. Кроме того, опекун или попе­читель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взя­того под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учаще­гося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не позднее чем до достижения им восемнадцати лет. Причем данное пособие назначается и выплачивается не­зависимо от получения на подопечного ребенка пенсии по слу­чаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Исключением являются только денежные средства, специально выплачиваемые на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О не­отложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и допол­нениями). То есть ежемесячное пособие на ребенка опекуну (по­печителю) не назначается, а выплата ранее назначенного посо­бия приостанавливается, если опекуны (попечители) получают денежные средства на содержание подопечного. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается по мес­ту службы опекуна (попечителя) или в органы социальной защи­ты населения по месту жительства опекуна (попечителя), с ко­торым проживает ребенок. К заявлению обязательно прилагает­ся выписка из решения органа местного самоуправления об ус­тановлении над ребенком опеки (попечительства)[652].

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обес­печение ему условий для получения образования основано на тре­бованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 (п. 3—4) Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Это право конкретизируется федеральным законодательством. В частности, п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. №650[653], установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального про­фессионального образования на основе полного государственно­го обеспечения. В качестве дополнительной гарантии обеспече­ния права этих детей на получение образования введено прави­ло, в соответствии с которым решение об исключении детей дан­ной категории из общеобразовательных учреждений может при­ниматься только с согласия органов опеки и попечительства[654].

Опекун (попечитель) должен обеспечить реализацию несо­вершеннолетним права на получение основного общего обра­зования, соблюдая при этом требования п. 1 ст. 150 СК об обя­зательном учете мнения ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Отдельно в, ст. 148 СК выделено право ребенка, находяще­гося под опекой (попечительством), на сохранение права соб­ственности на жилое помещение или права пользования жи­лым помещением. Собственником жилого помещения (кварти­ра, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, нахо­дящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение обусловлено положе­ниями гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК; ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ре­бенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое поме­щение.

Граждане — собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, в том числе вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти по­мещения, а также совершать с ними иные сделки, не проти­воречащие законодательству. Однако несовершеннолетний по­допечный, ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением. Необходимо предварительное разреше­ние органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых явля­ются дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 37 ГК).

Требование законодательства о необходимости предвари­тельного разрешения органа опеки и попечительства на совер­шение сделок в отношении приватизированных жилых поме­щений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется так­же на жилые помещения, в которых несовершеннолетние вре­менно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанима­телем права (п. 4 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жи­лом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родите­лей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руково­дители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные закон­ные представители несовершеннолетних в течение трех меся­цев оформляют договор передачи жилого помещения в соб­ственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собствен­ность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнад­цати лет, оформляются по заявлениям их законных предста­вителей с предварительного разрешения органов опеки и попе­чительства или при необходимости по инициативе таких орга­нов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попе­чительства. Финансирование расходов на оформление догово­ра передачи в собственность жилого помещения, в котором про­живают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 5 ст. 8 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей", в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ; ст. 2 Закона о при­ватизации жилищного фонда в РФ).

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечи­тельством), не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей, они имеют право получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. За­кон "О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. 1 ст. 8), уточняя это правило, устанавливает, что органы ис­полнительной власти по месту жительства обязаны предоста­вить таким детям жилое помещение, равноценное ранее зани­маемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Зако­на "О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Не исключены случаи, когда дети лишаются в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не только жи­лья, но и родителей. Тогда в интересах детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные жилищные серти­фикаты на приобретение жилья могут быть выданы их опеку­нам, попечителям[655].

Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупот­реблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматрива­ющей право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и закон­ных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом. В суд ребенок вправе само­стоятельно обратиться после достижения возраста четырнадца­ти лет. Основанием для принятия органом опеки и попечитель­ства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходова­ние средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на лич­ные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных ис­точников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). Причем при подтверждении фактов злоупотребления со сторо­ны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родите­лями, если они не лишены родительских прав, и другими род­ственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подо­печным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попе­читель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии что такое общение не противоречит интересам ребенка (ст. 75 СК). Подопечный ребенок также вправе выражать свое мнение при решении опекуном (попечителем) любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбиратель­ства. Причем учет мнения подопечного ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57 СК). А в некоторых слу­чаях (изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановле­ние родителей в родительских правах; усыновление; передача в приемную семью) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребен­ка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 59, 72, 132, 154 СК).

Федеральным законодательством для детей, находящихся под, опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные об­разовательные учреждения[656]. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат[657] и в кадетскую школу[658].

На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение дис­пансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмот­ров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Зако­на "О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

б) предоставление бесплатных путевок в школьные и сту­денческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии ме­дицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

в), гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах соб­ственности, постоянного (бессрочного) пользования для веде­ния крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсоб­ного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуаль­ного жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родите­лями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

г) обеспечение обучающихся в образовательных учрежде­ниях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а так­же бесплатным проездом в период каникул к месту житель­ства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей");

д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучаю­щихся в данном образовательном учреждении, а также выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период произ­водственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");

е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учеб­ной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуще­ствляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соот­ветствующих бюджетов (п. 6 ст.1 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей").

Кроме того, согласно приложению к Положению о поряд­ке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опе­кой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. № 50[659], им также предос­тавлено право на: а) бесплатное посещение кинотеатров, выс­тавок, музеев, спортивных сооружений; б) оплату (по нормам служебных командировок) в период каникул учащимся и сту­дентам вузов, средних специальных и профессионально-техни­ческих учебных заведений суточных расходов за время пребы­вания в пути к месту жительства семьи, где они ранее воспиты­вались; в) выплату денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовре­менного денежного пособия в сумме двух минимальных разме­ров оплаты труда при трудоустройстве (приложение № 4 к по­становлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с из­менениями и дополнениями); г) освобождение от платы за обу­чение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств.

Таков примерный перечень прав и льгот, предоставлен­ных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов Российской Фе­дерации положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.

Права детей, оставшихся без попечения родителей и на­ходящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреж­дениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК дети, утратившие ро­дительское попечение и находящиеся в одном из перечислен­ных учреждений, имеют право: а) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человечес­кого достоинства, обеспечение их интересов; б) на причитаю­щиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; в) на сохранение права собственности на жилое по­мещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения"— на получение жилого поме­щения в соответствии с жилищным законодательством; г) льго­ты при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях; д) на общение с родителями и другими родственниками, на за­щиту, на выражение своего мнения (ст. 55—57 СК).

Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обес­печение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образова­ния (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и. интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном об­щении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной по­мощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном уч­реждении осуществляется на основе полного государственно­го обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреп­лен в ст. 147 СК, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 Закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обес­печением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном уч­реждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одеж­ды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинс­кого обслуживания.

Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудова­нием, а также расходов на культурно-массовую работу, при­обретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гиги­ены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспита­тельного учреждения (независимо от его типа и ведомствен­ной принадлежности) установлены приложениями №№ 1—3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Организация обучения и воспитания в воспитательном уч­реждении строится в соответствии с учебным планом, разраба­тываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуаль­ных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспе­чивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания вос­питанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, со­зданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только прожи­вают, но и обучаются, наполняемость классов не должна пре­вышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (раз­решения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприяти­ях, в учреждениях и организациях с использованием различ­ных форм самодеятельных объединений воспитанников.

Не допускаются принуждение воспитанников к вступле­нию в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях[660].

В целях гармоничного воспитания и для развития свои


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: