Обоснование цели исследования

Обращение психологии к изучению цветовой семантики выявило актуальность изучения собственно психического, а не его онтологически относительно материальных проявлений типа поведения, деятельности, активности и т. д.

В переводе с др. греческого psychē означает не только дух, душу или жизнь, но и такие их идеальные свойства как характер, настроение, чувства и т.п. Поясним, что понятие «идеальное» мы используем как онтологический предикат неопредмеченного, невербализованного, неформализованного. То есть всего того, что относится к неосознаваемым проявлениям психики. В психологии интеллекта эти свойства обычно соотносятся с метакогнитивными функциями, без учета которых, как констатирует М. А. Холодная, теория интеллекта перестает работать по существу.

Поэтому в понятие “интеллект” мы вкладываем не когнитивистское, а классическое понимание (intellectus — ощущения, чувства, рассудок), которое включает в себя и метакогнитивные функции, например, цветоощущение. Отсюда следует, что не психика включает в себя интеллект, а интеллект включает в себя психику.

Как уже говорилось, в психологии до сих пор отсутствует научное определение понятия “цвет”. И это несмотря на то, что цвет является самым идеальным «инструментарием», без учета которого изучать идеальное (психику) невозможно. Маловероятно, чтобы кто-либо мог оспорить эту аксиому хроматизма, поскольку ни один из оппонентов не смог привести более идеального атрибута психики. В хроматизме цвет — идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим, физиологическим, лингвистическим) через чувства как их информационно-энергетическое отношение.

Архетипическая модель интеллекта (АМИ)[mccclxiv] основана именно на онтологическом представлении относительности идеального и материального. Так, в материальном плане приведенного определения, казалось бы, эклектически смешиваются физическое и лингвистическое. Однако сопоставление их предикатов показывает, что физическое материально во внешней среде, тогда как в интеллекте лингвистическое проявляет материальные свойства относительно психического.

Наглядным примером психолингвистического соответствия цвета (как идеального) и цветообозначений (как онтологически материального) может служить следующее сопоставление. Вербализованным является существенно меньшее число цветов (100–150), чем таковых может различить человеческий глаз в их оттенках (1–1,5 миллиона). Аналогичное сравнение представляют и чувства. Вербализовано примерно 100–150 их проявлений, тогда как в действительности субъект испытывает их бесконечное число, быть может, превышающее и миллионы.

Безусловно это дает основания полагать цвет тем самым идеальным инструментарием, без которого невозможно изучение интеллекта. Однако как и любое онтологически идеальное явление, интеллект неразрывно связан с материальным. Душу невозможно оторвать от тела без ее умерщвления. Поэтому данные психофизики, физиологии или психологии телесности дают науке о психике (как идеальном) мощные вспомогательные инструментарии, связанные с базовым уровнем изучения интеллекта.

Вместе с тем в психологии постоянно возникает вопрос о субъективности исследователей, которая несомненно накладывается на субъективность испытуемых. Нередко это приводит к возникновению некой, если можно так сказать, сверхсубъективности, которая нередко усиливается и факторным анализом высших порядков.

Этот парадокс был разрешен нами путем выявления архетипической («атомарной») модели интеллекта (АМИ), которая тысячелетиями воссоздавалась историей мировой культуры, по-видимому, как уже говорилось выше в целях оптимального воспроизводства вида и рекреации индивида.

Задача подразделения интеллекта на «атомарные» компоненты была сформулирована еще Платоном в «Федре». В ХХ веке Фрейд и Юнг детализировали ее введением гипотетических инстанций, которые в конце века нашли свою динамическую локализацию в определенных отделах ЦНС, то есть из разряда метафизических предположений перешли в научную категорию компонентов интеллекта, изучаемых на опыте. В АМИ эти компоненты семантически связаны с подразделением индивидов по гендеру (психологитческому полу) и одновременно — с определенными цветами, которые канонизировались мировой культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: