Философия Канта

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант (1724-
1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.
До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения
солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начина-
ется с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.
Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он
рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:
- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;
- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.
Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта
за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и
относительность познания и вопросы практического разума (то что человек
должен делать). Отношение к миру:
1) Что я могу знать?
2) На что я могу надеяться?
3) Что я должен делать?
Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).
Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.
В "Критике Чистого разума" на вопрос о том,
что такое истина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в
форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщности и
необходимости) и чувства (эмпирического многообразия ощущений,
возникающих в априорных формах времени и пространства). Предметность
понималась, как правило, расположение ощущений в пространстве и во времени,
которое заключает в себе применение чистого рассудка (категорий) и с помощью
которого субъективные соединения восприятия получают объективный и всеобщий
характер"
Выделяет 2 формы чувственности (чувственного познания, созерцания):
пространство и время.
Вернемся к исходном вопросу «Критики чистого времени»: возможно ли априорное знание?
Кант отвечает – да, возможно. Это – пространство и время.
Пространство – это то, что остается, если убрать все предметы. (Конечно, такое представить сложно).
Но никакого пространства нет! Как и времени.
Пространство – это априорная форма внешнего чувственного созерцания.
Время - это априорная форма внутреннего чувственного созерцания
Пространство и время не существуют сами по себе.
Пространство – способ работы нашего сознания. Мы присваиваем каждой точечке 3 координаты. Мы размечаем мир, окружающий нас.
Это встроено в нас.
Вокруг нас существует мир. Это «вещи сами по себе» (иногда переводят «вещь в себе»). Но какие эти вещи сами по себе, мы не знаем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: