Е.А. Химутина

магистрант 2 года обучения СР

научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

В настоящее время основные направления государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации определяются Национальной стратегией на 2012-2017 гг. Один из ключевых принципов стратегии – пристальное внимание к уязвимым категориям детей, которые нуждаются в особой защите государства. К такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно дети-сироты, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений и выпускники этих учреждений.

Проблема сиротства сегодня характерна для многих стран - как развитых, так и развивающихся. По данным международных экспертов ООН, заметный рост числа брошенных детей отмечается в странах Западной и Восточной Европы. В России в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения при живых родителях, возникло понятие «социальные сироты».

Специалисты утверждают, что за последние сто лет наша страна переживает третью волну сиротства (первая пришлась на период после первой мировой и гражданской войн, в начале XX в.; вторая захватила страну во время и после Великой Отечественной войны)[1,2].

Данная ситуация обусловлена процессами, характеризующими развитие России два последних десятилетия XX века: небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризисы, потрясшие страну, привели к увеличению числа семей, которые испытывали социально-экономические, психологические проблемы, переживали структурную дезорганизацию.

Традиционный для России путь решения проблем воспитания, образования и реабилитации детей, по тем или иным причинам лишившихся родителей, заключается в развитии системы учреждений государственного попечения разного типа, т.е. интернатных учреждений. Их в нашей стране сегодня насчитывается более двух тысяч. Это школы и дома-интернаты, дома ребенка, детские дома (в т.ч. семейного типа), социальные приюты, семейные детские дома и детские деревни.

К сожалению, система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда способствует тому, чтобы воспитанники, выходя из стен детского дома, были в полной мере готовы к самостоятельной жизни в обществе. Несмотря на огромные материальные затраты государства, методическую организованность и старания педагогического коллектива, воспитанники, выходя из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередко становятся асоциальными личностями, не способными к самостоятельной ответственной жизни. Некоторые воспитанники интернатных учреждений повторяют судьбу своих родителей, лишаясь впоследствии родительских прав, и, как следствие, расширяя поле сиротства [4].

Именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о разработке действенных направлений работы, в особой степени касающихся процесса социальной адаптации воспитанников и выпускников учреждений государственного попечения. Проблемы, возникающие на этом пути, затрагивают практически все сферы их жизни: профессиональное самоопределение, трудоустройство, брак, материально-бытовую сферу, установление дружеских контактов и отношений в трудовых коллективах и т.д.

Таким образом, в российском обществе намечается явное противоречие. С одной стороны, все возрастающее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находясь в интернатном учреждении и выходя из него, испытывает трудности в адаптации к жизни в обществе, нередко попадая в категорию асоциальных граждан и, тем самым, обостряя социальную напряженность в стране. С другой стороны, применяемые в настоящее время формы и методы работы по решению проблем воспитанников и выпускников детских домов в процессе их социальной адаптации, по мнению ряда ученых, зачастую оказываются малоэффективными.

Разработкой теоретических и практических аспектов, связанных с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как Г.В. Семья, И.Ю. Дементьева, Е.И. Морозова и др. Однако ряд вопросов, связанных с социализацией детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, остается недостаточно разрешенными.

Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, по ряду существенных психологических характеристик они отличаются от детей, воспитывающихся в семье.

В связи с этим детские дома и школы-интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию.

Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, медицинской), причем, он будет успешным, если будет обеспечено сочетание следующих педагогических условий:

· в основе программы социальной адаптации детей-сирот лежит гуманистическая воспитательная система;

· средством социальной адаптации выступает весь педагогический процесс в условиях подсистем воспитательной системы школы-интерната;

· в учреждении создана целостная система коррекции особенностей психо-физического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка [3].

Сегодня на первый план выдвигается проблема развития личности и подготовки детей к самостоятельной жизни, т.е. их интеграция в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами.

Политика российского государства направлена на подготовку детей-сирот к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на собственные силы и полученный опыт.

С учетом вышесказанного нами была разработана программа, которая является результатом обобщения опыта отечественных авторов по вопросам социализации детей-сирот и использования опыта работы педагогического коллектива КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Цель программы - создание условий для становления образованного, разносторонне развитого человека с позитивной жизненной позицией, умеющего ориентироваться в окружающем мире, принимать решения и отвечать за свои поступки, организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

· снижение уровня тревожности у выпускников школы-интерната;

· повышение уровня их социальной адаптации;

· выработка адекватной самооценки, согласованной с уровнем притязания;

· повышение самоконтроля поведения;

· решение вопроса жилищно-бытовой устроенности;

· информационное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам профессионального самоопределения; включение в адаптационный процесс интерактивных технологий.

Программа реализуется в 2 этапа:

· I этап – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната.

· II этап – сопровождение выпускника в постинтернатном периоде.

Для осуществления содержания программы интернатного и постинтернатного сопровождения воспитанников использовался системный подход с определенной поэтапной последовательностью действий специалистов:

Важным моментом для успешной адаптации выпускника в учебном заведении является установление постоянного эмоционального контакта его с шефствующим педагогом. Взаимодействие происходит в форме переписки и телефонной связи с ребенком, кураторами, воспитателями общежития (еженедельно), несколько раз в год посещается учебное заведение, общежитие или квартира, где проживает выпускник. Все эти мероприятия проводятся в рамках плана взаимодействия.

Для выявления результативности проводимой работы были определены критерии оценки эффективности программы:

· развитие у выпускников чувства психологической защищенности и комфорта;

· осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;

· позитивные изменения в развитии личности (включение в социально-полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно значимыми видами деятельности;

· самостоятельное принятие решения и ответственность за него;

· активность, целеустремленность, работоспособность;

· профессиональное самоопределение;

· умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;

· благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы;

· психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.

· На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема социального сиротства в России выглядит действительно угрожающе.

Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ", формируется ложное представление о своей социальной роли.

Таким образом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов, причем, главной целью политики государства является разработка необходимых мер для решения существующих проблем.

Литература

1. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования// Социологические исследования, 2004, №4.

2. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: 1994.

3. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальный педагог. - 2003, - №2.

4. Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. - Рязань.: РГСУ, 2009.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: