Методика «15 качеств»

Часто бывает так, что мы вынуждены жить, работать бок о бок с неприятным для нас, по тем или иным причинам, человеком, но изменить ситуацию невозможно, особенно, если это ребенок, за которого приходится нести ответственность как воспитателю в процессе его развития и становления как личности.

Конечно, его можно «выжить» в другой класс или даже из школы, но где гарантия того, что не появится новый такой же, даже еще хуже?

Перефразируя изречения психологов, можно сказать: «Если не можешь изменить человека, измени свое отношение к нему». При этом только в сторону доброжелательности, иначе ребенок, чувствуя ваше неприязненное отношение будет платить тем же, вызывая у вас еще большее раздражение, гнев, стремление оскорбить, обидеть, отомстить и т.п. При этом будет разрушаться ваше собственное здоровье, авторитет в глазах всех участников образовательного процесса.

Вспомните фразу из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Поэтому сначала начните с себя.

Любить себя – это не значит быть самовлюбленным эгоистом. Речь идет об уважении человека к самому себе. Тот, кто умеет себя ценить, любить и уважать, не опуститься до грубости, хамства, рукоприкладства, подлости, низости, пьянства, воровства и т.д. потому, что унизит и оскорбит человека в себе самом и пожнет результат в виде угрызений совести, горечи, испорченных отношений, утраты уважения со стороны других людей.

Поэтому подумайте и ответьте себе на вопрос: «За что я сам(а) себя могу ценить, любить и уважать». Попробуйте написать в столбик 10-15 качеств, но будьте честным(ой) с собой. Здесь могут быть такие варианты:

а) есть люди, которые о себе ничего хорошего написать не могут, ну совсем ничего.

Значит у вас очень низкая самооценка. Выход из ситуации:

- спросить близких и значимых для вас людей о том, за что они могут вас ценить, любить и уважать. Запишите эти высказывания, поверьте в них и проявляйтесь, взаимодействуя с людьми в соответствии с этими положительными качествами. Пусть все заметят, что они у вас есть.

- напишите себе: «Какой бы я хотел(а) быть, чтобы ценить, любить и уважать себя» и проявляйте эти качества хотя бы по одному в день, привыкайте к ним, пестуйте их в себе.

б) есть люди, которые могут написать о себе значительно больше 15 качеств. Возможно, у вас завышенная самооценка. Выход из ситуации: уберите заголовок и попросите значимых для вас людей (от 3 до 5) оценить в % отношении качества наиболее присущие вам из списка. Сделайте вывод и будьте скромнее в общении с людьми.

Теперь «возлюбите ближнего»: подумайте и запишите в столбик «За что его (вашего ученика, собственного ребенка, мужа, мать, свекровь и т.д.) можно любить, ценить и уважить?»

Попробуйте набрать 15 качеств. Это могут быть качества, относящиеся к внешности, привычкам, манерам, отношению к животным, делу и т.д., проявлениям, поступкам, словам и т.д.

Важно, чтобы это было не формально, а честно. Если не можете набрать 10-15 качеств, поинтересуйтесь у других людей, что они думают о том, за что этого человека можно любить, ценить и уважать. Ничего плохого, только хорошее и только правду. Поразмышляйте над этим списком, подумайте о ребенке, в котором есть хорошее, но оно не заметно для многих окружающих его людей и, возможно, для него самого.

А теперь говорите другим людям о том хорошем, что вы узнали о нем, убеждайте и доказывайте, что это есть и это правда.

А самое главное: осторожно, чтоб не травмировать ребенка, показывайте ему, что знаете о том, что его есть за что любить, ценить и уважать. Но только не передозируйте: 1 качество в виде комплимента в день (как лекарство). Должно хватить на 2 недели и снова по 1 в день. К концу 2 недели могут проявиться и другие хорошие качества, которых вы раньше не замечали в нем.

Через некоторое время вы заметите изменения:

а) в себе – он покажется вам более симпатичным и дорогим человеком. вам легче будет с ним встречаться, работать и общаться; Вы станете более приветливы и объективны.

б) в нем – он перестанет досаждать вам, избегать вас и даже наоборот, будет вежлив и станет искать встреч, стараться, чтоб вы его заметили.

15 положительных качеств, найденных вами в себе и другом человеке – стержень вашего конструктивного взаимодействия и общения.

А когда вам будет плохо ли вас будут преследовать неудачи, прочитайте свои 15 качеств, вспомните, какой вы хороший человек и у вас многое наладиться.


Приложение 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: