Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:
1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров (среднее проф.обр, ВУЗ, послевузовское образов).
2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога.
4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога.
2. Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала:
1 этап – этап выбора профессии (оптант);
2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент);
3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 - 5 лет) (адаптант);
4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал);
5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер);
6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет);
7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник).
Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:
Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.
Гуманизация образования – обращенность к человеку, удовлетворение высших его потребностей. Так же это формирование личностно - деятельностной активности человека, человечность образования.
Гуманитаризация образования – повышение общекультурного уровня (психология, этика - мораль, эстетика - красота, этикет-нормы поведения, литература, история, история музыки, искусств, литературы).
Демократизация образования - расширение прав участников образования:
- изменение стиля обучения с учениками;
- расширение форм получения образования;
- развитие самоуправления и ученического и студенческого;
- увеличение прав учебного заведения.
В демократизации выделяют две тенденции:
1. Редоставление всем равных возможностей образования;
2. Удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).
Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт.
Государственный стандарт – те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования – это «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
Интеграция – группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»).
Интенсификация – внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения.
3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.
Самоопределение - ценностно-смысловой выбор человека.
Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.
Основные составляющие самоопределения: самосознание, самопонимание (поиск своего «Я»), самоопределение в профессии:
1. Осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом).
2. Познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного).
3. Построение цели и планов в профессиональной деятельности.
4. Определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма).
5. Соотнесение своих возможностей с данной профессией.
6. Разарботка программы профессионально – личностного самосовершенствования.
7. Овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.
8. Определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.
Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.
Профессиональное становление и развитие педагога.
Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней.
Первый уровень – общее высшее образование – в течение 2 лет обучения. Обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по на профессионально-образовательных программах второго уровня. Желающие могут продолжить образование в трудовой сфере деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки, дающее среднее профессиональное образование. Желающие могут осуществить профессиональную подготовку на уровне квалификации младшего специалиста.
Второй уровень рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим экзамен и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации.
Подготовка педагога – исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность занимает еще 2 года обучения. Людям, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалифицированный сертификат по избранной специальности. Этот документ предоставляет право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школа, лицей, гимназий, колледж, ВУЗ).
4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках темы школы.
Саморазвитие – процесс активного последовательного, позитивного, качественного изменения личности, который является результатом ее собственных усилий.
Саморазвитие позволяет человеку раскрыть самого себя, свои собственные таланты.
Самосовершенствование – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых позитивных качеств и изменений, а атак же коррекцию своих недостатков.