Общие подходы к проблеме сознания и его происхождения. Сознание и познание

Особенности подхода к проблеме сознания принципиальным образом определяется решением основного вопроса философии и ориентацией в оппозиции «материя – сознание». Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеалистам. Исходя из первичности сознания, они давно обратили внимание на его качественное отличие от различных природных явлений, его роль в деятельности человека, на различные феномены познания и психики. Вместе с тем при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оторваны от реального субстрата и поэтому мистифицированы. Материализм исходит из первичности материи: сознание произошло от материи и к тому же связано только с высшими формами её организации. В рамках этого направления существовали весьма упрощённые и заранее реакционные течения: механистический материализм, вульгарный материализм.

Естественно предположение о присущности всей материи определённого свойства, которое способно при соответствующих условиях перерасти в сознание. В этом суть Ленинской гипотезы об отражении. В настоящее время возникла необходимость соотнести понятие отражение и информации. Отражение имеет свои качественные особенности на различных уровнях организации материи. Отражение в неживой природе, в виде механических, физических, химических взаимодействий, будучи пассивным, оно не как не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определённые внешний раздражители. Чувственность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амёбы на свет). Психика, свойственная высшим животным (с нервной системой), включает ощущения, восприятия представления и т.д., а также развитую ориентированную деятельность.

Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно появление сознания, обусловлен процессом становления homo sapiens. Сознание тесно связано с языком, которому присуща репрезентативная, экспрессивная, когнитивная и коммуникативная функции.

Сознание есть отражение внутренней специфики предметно-практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы «мир – человек».

Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определять своё отношение к окружающему миру, духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки.

Познание - это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных психических образов реальности, с которой непосредственно или опосредованно взаимодействует человек. Понятно, что знание не есть собрание незыблемых истин, это динамичная, развивающаяся система, в которой есть место и заблуждениям. Тому в науке мы тьму примеров слышим. Теплород, флогистон, меняющиеся картины космоса, меняющиеся теории в биологии...

Субъект познания – это познающий человек, находящийся в определённой социальной среде, владеющий определёнными знаниями, приборами, средствами и методами исследования. Объект познания – это то, на что направлен его познавательный интерес. В этом смысле без субъекта нет и объекта, это категории парные. Что бы мы ни познавали, мы всегда познаём вещи, свойства или отношения.

Мир не разделен единожды на вещи, свойства и отношения, мы это производим каждый раз по-разному, ситуативно. Мы можем рассматривать отношение как вещь или свойство, например, отношение «легче» как свойство «лёгкий», или как вещь «лёгкость». Можем свойства рассматривать как отношения или вещи, например, «дальний» - «дальше» - «даль». Можем вещи рассматривать как свойства или отношения, например, «счастье» - «счастливый», «счастливее». Эти логико-философские категории выражают онтологическую структуру интенционального (направленного, заинтересованного) восприятия реальности и потому являются трансцендентальными категориями организации опыта. Бессмысленно говорить о свойствах вещей «самих по себе» вне их отношений. (Связь является разновидностью отношений, понятие «отношение» шире, чем понятие «связь»). Свойства вещей проявляются только в отношениях и взаимодействиях, мы участники этих взаимодействий, что и делает возможным для нас познание. Позади человеческого взаимодействия с миром познавать нечего, и не потому что за его пределами ничего нет, а потому, что нас там нет, поскольку мы не можем выйти за пределы нашего взаимодействия. Это не «субъективизм», это диагноз.

Явление – это признаки объекта, обусловленные познавательным взаимодействием с ним и воспринятые субъектом познания.

Сущность – термин в современной философии не слишком уважаемый. Бертран Рассел заметил: «Сущность» представляется мне бестолковым понятием, лишенным точности». И действительно, сущность точности лишена, внутри предмета не спрятана, не является она и мистической истиной о предмете. Чаще всего термин «сущность» употребляют для обозначения наиболее полного знания о предмете, достигнутое наукой в данный момент времени. Или это наиболее существенное в определённом отношении знание. Например, яркое и целостное проявление личности или краткое и ясное изложение обоснованных знаний о предмете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: