Общие требования к земельному участку

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

3.1.1 Планировочную структуру участка рекомендуется разрабатывать в увязке с планировочным решением здания ДОУ и с учетом требований к составу и площадям элементов участка, озеленению и благоустройству.

3.1.2 Наибольшее расстояние, с которого взрослый человек (воспитатель) с нормальным зрением различает действия детей, приблизительно равно 135 м, а с которого различает лицо ребенка - 20-25 м. Размеры участка ДОУ, а также групповых и общих площадок рекомендуется устанавливать, исходя из этих данных.

3.1.3 При планировке участка следует учитывать его природное окружение, а также характер архитектуры как самого здания ДОУ, так и окружающей застройки. При благоустройстве территории ДОУ не следует перегружать ее малыми архитектурными формами.

Следует учитывать эстетическое воздействие на детей красивого здания и элементов благоустройства, а также аккуратно стриженного газона с организованными группами деревьев и кустарников.

3.1.4 Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБА, Здание детского сада может проектироваться как "шумозащищенное" (групповые обращены в сторону, противоположную от источника шума). В этом случае игровую территорию следует располагать со стороны групповых, в "шумовой" тени.

3.1.5 Здания должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образуемой жилой застройкой. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза.

3.1.6 Размещение здания на участке определяет его градостроительная маневренность (ориентация окон групповых по сторонам горизонта), исходя из условий обеспечения не менее трехчасовой непрерывной инсоляции групповых.

3.1.7 В состав земельного участка ДОУ общего типа входят две основные зоны: игровая - зона пребывания детей, и хозяйственная. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки, индивидуальные для каждой группы, площадью не менее 180 м2 каждая; площадь озеленения -120 м2 на каждую детскую группу; общую физкультурную площадку площадью 200 м2 для ДОУ (отделений) вместимостью от 4 до 8 групп и 250 м2 для ДОУ с числом групп 9 и более. В площадь озеленения включаются защитные полосы, обеспечивающие санитарные разрывы между отдельными площадками и элементами игровой территории.

3.1.8 В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, площадью 100 м2 для ДОУ общего типа, 75 м2 - для малых ДОУ, 120 м2 - для ЦДВ на 10 и более детских групп. Хозяйственная площадка должна быть расположена у входа в загрузочную пищеблока. Мусоросборники могут размещаться на асфальтированной площадке при въезде на участок со стороны хозяйственного автомобильного проезда.

На территории участка дошкольного учреждения подъезд к хозяйственной площадке рекомендуется делать минимальной длины и таким образом, чтобы он не пересекал пешеходные дорожки к групповым площадкам.

Вблизи хозяйственной площадки следует предусматривать место для стоянки 3-4-х легковых автомобилей (личного автотранспорта персонала).

3.1.9 На площади участка ДОУ необходимо предусматривать круговой автомобильный проезд (или место, позволяющее проехать на автомобиле вокруг здания). При ДОУ, пристроенном к торцу жилого дома, вокруг пристройки должен предусматриваться полукольцевой объезд.

3.1.10 В составе игровой зоны дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.

3.1.11 В состав хозяйственной зоны дополнительно разрешается включать овощехранилище (площадью не более 50м2), огород, ягодник, фруктовый сад, площадку для содержания домашних животных и птиц.

Иные дополнения в состав участка допускаются по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

3.1.12 Размеры земельных участков определяются из расчета 650 м2 на одну группу в ДОУ при размещении его в отдельно стоящем здании и 570 м2 - при встроенном. Значения площадей даны минимально допустимыми: с учетом размещения на участке только обязательных элементов благоустройства и здания ДОУ. В условиях затесненной застройки (при реконструкции), а также в жилых комплексах с повышенной интенсивностью использования территории (в центральной части Москвы) допускается сокращение нормируемой площади участка за счет сокращения площади озеленения при сохранении санитарных разрывов между площадками:

не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и общей спортивной площадками;

не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками;

не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

3.1.13 При прогулочных группах, размещаемых в первых этажах жилых зданий, при встроенных ДОУ (групповых отделениях) вместимостью не более 4-х групп, а также при малых ДОУ блокируемых с жилыми домами, в качестве игровой территории допускается предусматривать на придомовой территории только групповые площадки, с необходимыми отступами и санитарными разрывами между ними.

3.1.14 Для ДОУ типа "Семейный детский сад" выделяется групповая площадка площадью 60 м2 на озелененной придомовой территории (с соответствующими разрывами от зданий и красной линии) с живой изгородью.

3.1.15 Для групп кратковременного присмотра предусматриваются групповые площадки площадью 60 м2 для каждой группы детей с необходимыми отступами и санитарными разрывами между ними. Площадки могут заменяться открытыми террасами при здании, с площадью террас не менее 30 м2 для каждой группы.

3.1.16 Участок может примыкать к зданию ДОУ лишь с части сторон. Выходы из здания детских групп должны в этом случае предусматриваться со стороны примыкающего участка.

3.1.17 В отдельных случаях (встроенное ДОУ, недостаточная или неинсолируемая территория у здания ДОУ и т.п.) по согласованию с органами Госсанэпиднадзора часть или всю игровую территорию допускается размещать в отрыве от здания (участка) ДОУ к нему примыкающего. Расстояние от входов в здание (участка) до участка, размещаемого в отрыве от здания, не должно превышать 50 м. В отрыве может решаться вся или часть игровой территории: групповые и общие площадки с соответствующей площадью озеленения, необходимыми отступами и санитарными разрывами между площадками.

3.1.18 При традиционном решении участка ДОУ общего типа на каждой групповой площадке следует предусматривать теневые навесы с деревянным (дощатым) полом, огороженные от ветра с трех сторон. Площадь навеса принимается от 20 до 40 м2 По согласованию с органами Госсанэпиднадзора могут быть приняты иные решения солнцезащиты на групповых площадках; легковозводимые пляжные тенты, зонты, декоративные перголы, стойки и стенки с маркизами, постройки из облегченных сборных конструкций комплектной поставки, а также небольшие капитальные постройки, в том числе, решаемые в едином ансамбле с оградой и малыми формами участка.

1.1.19 В соответствии с образовательной программой каждого ДОУ, могут вноситься уточнения в решение элементов групповых площадок. Например, теневые навесы могут оборудоваться скамьями (и столиками) для занятий и игр на открытом воздухе, групповые площадки могут оборудоваться выполняемыми по индивидуальному заказу или серийно выпускаемыми комплектами физкультурно-игрового оборудования и т.п.

3.1.20 Общая физкультурная площадка площадью 200 м2 используется для единовременного занятия с одной группой детей, площадью 250 м2 - для занятий с двумя группами одновременно.

Планировка, организация и оборудование физкультурной площадки должны обеспечивать условия проведения с детьми утренней зарядки, подвижных игр с элементами спорта, физкультурных занятий, спортивных и игровых праздников.

На общей физкультурной площадке рекомендуется предусматривать зеленую лужайку для подвижных игр, кольцевую или прямую беговую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, площадку для двухкомандных спортивных игр, зону с физкультурно-игровым оборудованием, гимнастическими и спортивными снарядами, а также "полосу препятствий",

3.1.21 На участках зданий Центров дошкольного воспитания, содержащих 8 и более детских групп детей 3-6(7) лет, следует размещать две физкультурные площадки общей площадью не более 400 м2 и дифференцировать их по видам игровой деятельности: одна - для подвижных игр с мячом (волейбола, футбола, баскетбола, а также городков или хоккея); другая - со стационарным физкультурно-игровым оборудованием, спортивными и игровыми снарядами для лазания, прыжков, равновесия и пр.

3.1.22 Применение стационарного физкулътурно-игрового оборудования, выполняемого по индивидуальному заказу, а также трансформируемых бассейнов необходимо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.

3.1.23 Предметно-пространственная среда групповых площадок ясельных и младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи с чем рекомендуется выделять зоны, оборудованные для игр с песком и водой, занятий по развитию речи, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

3.1.24 Групповые площадки детей дошкольного возраста допускается проектировать специализированными и тематическими. К специализированным относятся площадки:

для игр с песком и водой;

для игр строительным материалом;

для сюжетно-ролевых игр;

для подвижных игр;

длятихих творческих игр и занятий;

с крупноразмерными подвижными игрушками.

К тематическим: "Транспортная", "Театральная", "Строительная", "Приключенческая", "Зоологическая", "Сказочная", "Усадьба" и т.п.

Набор специализированных и тематических площадок на участке определяется заданием на проектирование или проектом.

3.1.25 Специализированные и тематические площадки закрепляются за соответствующими группами, но используются разными группами детей поочередно. Это разнообразит игровую деятельность детей, обеспечивает дополнительные стимулы физического и эмоционального развития.

3.1.26 Для обучения правилам дорожного движения и поведения пешеходов на участке следует создавать соответствующую предметно-пространственную среду, имитирующую дорожную сеть с улицами, тротуарами, переходами, перекрестками. Для этой цели используется вся территория участка с автомобильными проездами и дорожками, на которых производится разметка и установка знаков.

3.1.27 В составе участка ДОУ следует предусматривать кольцевую дорожку для катания на велосипедах, роликовых коньках, детских крупноразмерных педальных и аккумуляторных автомобилях, которую рекомендуется оснастить средствами для изучения правил дорожного движения (разметка, знаки).

Кольцевая дорожка может соединять групповые площадки

3.1.28 Важнейшим компонентом благоустройства участка является озеленение, которое должно составлять не менее 50 % его территории. При строительстве новых зданий необходимо максимально сохранять существующие зеленые насаждения.

3.1.29 Принципиальные схемы участков ДОУ в обычных и особых условиях их размещения показаны на рис. 1.

Примеры планировочных решений земельных участков различных типов ДОУ в нетрадиционных условиях представлены на рис. 2.

Планировка и оборудование элементов участка

3.2.1 Организация полноценных условий для воспитания и оздоровления детей на участке ДОУ зависит от качества и количества размещаемого игрового оборудования, способствующего физическому развитию детей и соответствующего их возрастным особенностям.

3.2.2 Каждая групповая площадка оборудуется в соответствии с возрастом детей. Рекомендуемые комплекты оборудования представлены на рис. 3-8, общая номенклатура и габаритные размеры оборудования в Приложении 1 (справочное).

3.2.6 Теневой навес, предусматриваемый в составе каждой групповой площадки, не должен мешать двигательной активности детей, а также создавать "визуальную тень" для воспитателя, наблюдающего за детьми.Их ставят на границе групповой площадки, желательно, с ее северной стороны.

Навесы могут быть "сдвоенными" - на две смежные группы, а также могут быть сблокированы на 3-4 детские группы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.

Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию.

3.2.7 Полы теневых навесов следует делать деревянными (желательно из палубного бруса или рейки).

Вертикальная планировка участка должна обеспечить защиту пола теневого навеса от затекания дождевой воды: отметка пола должна быть выше отметки земли.

3.2.8 Конструкции теневых навесов должны быть выполнены из современных экологически чистых материалов.

Применение асбоцементных труб, а также кровельных асбоцементных листов и шифера не допускается.

3.2.9 Внутри теневого навеса может находиться различная переносная встроенная мебель и оборудование: детские стульчики и столики, стол и стул для воспитательницы, встроенная или пристроенная низкая и длинная скамейка вдоль стены для детей, встроенные или пристроенные шкафы для игрушек.

3.2.10 На групповой площадке для детей 0-1 года непосредственно у теневого навеса устанавливается барьер для овладевания ходьбой из четырех секций, столик-барьер, манежи в рассеянной тени от зелени.

3.2.11 На групповой площадке для детей 1-2 лет размещается оборудование, на котором дети упражняются в ходьбе, беге, лазаний и других движениях. Для детей, только овладевающих ходьбой, необходим барьер из четырех секций. Кроме того, на участке рекомендуется предусмотреть горку-манеж, состоящую из лестницы с ограждением, площадки и ската с боковыми бортиками, оборудования для профилактики плоскостопия.

Оборудование расставляется по периметру площадки и среда зелени таким образом, чтобы воспитатель хорошо видел всех детей. Утрамбованная площадка должна оставаться свободной для подвижных и индивидуальных игр с колясками, каталками, машинами.

3.2.12 Обязательным элементом групповой площадки для детей 1-2 лет является песочница или песочный столик, с откидными бортиками для песочных изделий. Песочницы лучше делать приподнятыми от земли для игры стоя. В этом случае предусматриваются переносные скамеечки для игр с песком. Лучше применять песочницы из небольших секций, что удобно для смены загрязненного песка. Песочницы и песочные столики размещаются у деревьев или кустарника, дающих рассеянную тень.

3.2.13 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет устанавливается оборудование, стимулирующее детей к упражнениям в основных движениях. Для упражнения в лазании младших детей рекомендуется лесенка-стремянка высотой 1 м, для более старших - вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2 м.

Для упражнения в равновесии устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную обруч, прикрепленный к гимнастической стенке.

Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.

В оборудование площадок входят разнообразные качалки и качели, позволяющие развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно-двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100 см сидение качелей устанавливается на расстоянии 0,17; 0,20; 0,24 м от земли.

3.2.14 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, мелкосборными конструкторами, крупными игрушками. Следует устраивать песочные дворики, которые могут быть разнообразной формы и легко вписываться в планировку участка. Песочный дворик располагают таким образом, чтобы он обязательно частично освещался солнцем. Желательно иметь тент-зонт.

Для игр с водой удобны надувные чаши из пластика (переносные); из строительных и гидроизоляционных материалов можно выполнить небольшие ванны-корытца и канальчики - для игры с корабликами и пр.

3.2.15 Для сюжетно-ролевых игр требуется легкое переносное оборудование: ажурные домики, строительный конструктор, декоративные объемные фрагменты ситуаций ("Джунгли", "Замок", "Ковбойская деревня", Полицейская станция", "Аэродром", "Логово пиратов" и пр.).

В зимнее время на участке создаются снежные горки или используются горки высотой 1,2 - 1,5 м. Наверху горки должна быть ровная площадка 1,2х1,2м, чтобы установить санки и сесть на них. Скат для малышей должен быть пологий, расширенный книзу.

3.2.16 На групповых площадках для детей 4-6(7) лет должны быть созданы условия для разнообразной деятельности детей: совершенствования основных движений, закрепления конструктивных навыков развития трудовых навыков; для сюжетно-ролевых игр.

Необходимо не только правильно подобрать оборудование и рационально разместить его на участке, но и определить места для игр, которые требуют специальных условий.

При применении на групповой площадке физкультурно-игрового оборудования, предполагающего возможность залезания (перелезания) ребенком на высоту более 1м, под таким оборудованием внизу натягивается защитная, подстраховывающая от удара при падении, сетка.

3.2.17 Старшим дошкольникам доступны игры спортивного характера (городки, кегли, серсо, бадминтон). Для игр в городки выбирается площадка длиной 4-5 м. В кегли можно играть на площадке для городков. На групповой площадке детей 6-7 лет можно создать условия для игры в настольный теннис.

Укреплению вестибулярного аппарата детей и совершенствованию чувства равновесия помогают разные движущиеся устройства: качели, балансиры, бумы-балансиры. Для строительных игр необходим крупный строительный материал: кубы, бруски, цилиндры, призмы, дуги. Для спокойных игр устанавливается песочный дворик. Для игр с водой устраиваются короткие бетонированные ручейки, каналы. Могут устанавливаться специальные фирменные столики для мелкосборных конструкторов - LEGO и т.п., напольные и настольные трассы для механических и радиоуправляемых машинок и др.

Примеры планировки и оборудования групповых площадок для различных возрастных групп детей показаны на рис. 3-8.

Примечание: номера экспликации к рисункам даны в соответствии с Перечнем оборудования, малых архитектурных форм и элементов благоустройства участков (Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков дошкольных учреждений, М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1984 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: