Оценка элементов финансовой отчетности

Оценка является методом определения стоимости, по которой активы и обязательства признаются и фиксируются в финансовой отчетности субъекта. Различают следующие виды оценок:

Первоначальная стоимость. Активы отражаются по цене их приобретения, установленной по согласованию сторон. Обязательства отражаются по сумме поступлений, которые будут выплачены для их погашения при нормальном стечении обстоятельств.

Текущая стоимость. Активы отражаются в отчетности по сумме денежных средств, которые должны быть выплачены в том случае, если бы этот или аналогичный ему актив был приобретен в последнее время. Обязательства отражаются в оценке по недисконтированной сумме, которая потребуется, чтобы погасить это обязательство.

Стоимость реализации. Активы отражаются в сумме, которая может быть получена от их продажи. Обязательства отражаются по стоимости погашения, которая представляет собой недисконтированную сумму средств, требующихся для их погашения.

Дисконтированная стоимость. Активы отражаются по текущей стоимости, представляющую собой дисконтированную стоимость будущих поступлений денежных средств, которые должны генерировать активы в ходе обычной деятельности субъекта.

Балансовая стоимость. Стоимость активов и обязательств по цене их отражения в балансе на отчетную дату.

За основу активов и обязательств при составлении финансовых отчетов принимается первоначальная стоимость, которую используют в сочетании с другими методами оценки.

Бухгалтерский баланс – основная форма годового отчета предприятия. До его составления необходимо сверить обороты и остатки по всем синтетическим счетам в учетных регистрах с данными аналитического учета.

Баланс составляется на основании остатков по синтетическим счетам, показанным в Главной книге. Взаимные зачеты между статьями текущих активов и текущих обязательств не допускаются. Отдельные статьи баланса не должны включаться в другие или «сворачиваться». Данные статей баланса на конец отчетного года должны быть подтверждены инвентаризацией. По данным баланса осуществляется анализ финансового положения предприятия.

Отчет о доходах и расходах является основной формой, обобщенно раскрывающей счета доходов и расходов.

Отчет должен содержать следующие показатели ФХД:

1) доход от реализации продукции (работ, услуг);

2) себестоимость реализованной продукции;

3) валовой доход (1 – 2);

4) расходы периода;

5) доход (убыток) от основной деятельности (3 – 4);

6) доход (убыток) от неосновной деятельности;

7) доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения (5 + 6);

8) расходы по подоходному налогу;

9) доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения (7 – 8);

10) доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций;

11) чистый доход (убыток) (9 + 10).

Отчет о движении денежных средств. Составляется в соответствии с требованиями СБУ 4. дает информацию о поступлении и выбытии денежных средств предприятия в результате его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

1) Операционная деятельность. Движение денежных средств от операционной деятельности составляется прямым или косвенным методом.

Прямой метод предполагает раскрытие основных видов денежных поступлений и выплат, а также определения, к какому виду деятельности они относятся. Он предполагает корректировку каждой статьи отчета о доходах и расходах.

Поступление и выбытие денежных средств от операционной деятельности при применении прямого метода состоит из выручки, авансов полученных, процентов, дивидендов, роялти и других доходов; оплаты задолженностей поставщикам, авансов выданных, выплаты заработной платы, платежей в бюджет и других расходов.

Косвенный метод. При этом методе чистый доход или убыток корректируется на изменение текущих активов и обязательств, неденежных операций, а также на доходов и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности, в сравнении с предыдущим периодом.

Корректировка чистого дохода

Операции, корректирующий чистый доход Порядок проведения корректировки
Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам Сумма начисленной амортизации прибавляется к сумме чистого дохода (убытка), так как они не повлекли за собой расхода (фактического выбытия денег)
Изменение суммы текущих активов, дебиторской задолженности, запасов и т.д. Увеличение текущих активов уменьшает потоки денежных средств в течение отчетного периода и является их выбытием и наоборот
Изменение суммы текущих обязательств Увеличение суммы текущих обязательств приводит к увеличению потоков денежных средств и означает их поступление и наоборот

2) Инвестиционная деятельность – приобретение и продажа долгосрочных активов, выдача и получение погашаемых кредитов. К инвестиционной деятельности относится:

- поступление денежных средств от реализации нематериальных активов, основных средств и других долгосрочных активов, от реализации финансовых инвестиций, получение заемных средств от других предприятий, прочие поступления;

- выбытие денежных средств, затраченных на приобретение нематериальных активов, основных средств и других долгосрочных активов;

- приобретение финансовых инвестиций, предоставление займов другим предприятиям, прочие выплаты.

3) Финансовая деятельность – деятельность предприятия, результатом которой явились изменения в составе и размерах собственного капитала и заемных средств. К ней относятся:

- поступление денежных средств от выпуска акций и других ценных бумаг, получение банковских и внебанковских кредитов, другие поступления;

- выбытие денежных средств, направленных на погашение банковских и внебанковских кредитов, приобретение акций у своих акционеров, выплаты дивидендов и другие выплаты.

Предприятия могут осуществлять неденежные инвестиционные и финансовые операции. К ним относятся:

- приобретение активов за счет долгосрочных кредитов,

- погашение кредиторской задолженности путем передачи кредиторам акций и других ценных бумаг,

- приобретение акций других предприятий путем их эквивалентного обмена на готовую продукцию и товары приобретенные и т.д.

Для составления Отчета о движении денежных средств используются специальные разработочные таблицы, в которых приведена следующая информация:

- балансы за предыдущий и отчетный год, что позволяет произвести сопоставления данных по всем статьям и определить отклонения (+/-) по каждой из них;

- отчет о результатах ФХД за предыдущий и отчетный год, что позволяет произвести сопоставление данных по всем статьям доходов и расходов, а также нераспределенного дохода (убытка) на конец отчетного года.

В результате сопоставления данных можно установить, к какому виду деятельности (операционной, инвестиционной или финансовой) относятся суммы, увеличивающие или уменьшающие поступление или выбытие денежных средств. Эти данные обобщаются в разработочной таблице и позволяют внести соответствующие корректировки в отчет.

Пояснительная записка к финансовой отчетности – основной аналитический документ, составляемый на предприятии. В ней, в первую очередь, должна быть дана краткая оценка выполнения бизнес-плана по всем разделам с раскрытием основных причин, положительно и отрицательно повлиявших на работу предприятия в отчетном периоде.

Пояснительная записка в части финансовой отчетности должна раскрывать следующие вопросы:

1. Основные положения (варианты организации учета), заложенные в учетной политике субъекта в части учета:

- нематериальных активов и основных средств – методы оценки и начисления амортизации;

- инвестиционной политики субъекта – определение балансовой стоимости финансовых инвестиций и доходы от переоценки после выбытия переоцененных долгосрочных финансовых инвестиций, ограничений по реализации инвестиций, получению дохода, периодичность оценки и т.д.;

- товарно-материальных запасов – методы учета запасов и их оценки, методы оценки готовой продукции и незавершенного производства, товаров приобретенных и др.;

- формы расчетов с покупателями и заказчиками, разными дебиторами, дочерними, зависимыми и совместно-контролируемыми товариществами, создание резервов по сомнительным долгам и т.д.;

- собственного капитала – формирование уставного и резервного капиталов, списание в доход дополнительного неоплаченного капитала, распределение доходов отчетного года, выплаты дивидендов и др.;

- обязательств - кредитная политика, создание резервов на оплату отпусков и др.;

- доходов и расходов, производственного учета – организация учета доходов и расходов, методы организации учета затрат в основном и вспомогательном производстве (простой, позаказный, попередельный и др.), методы оценки незавершенного производства (инвентарный, по степени готовности и др.), учет движения полуфабрикатов собственного производства, методы распределения накладных расходов и др.;

если в отчетном году произошли изменения в учетной политике, то их необходимо раскрыть и дать обоснование.

2. По балансу в пояснительной записке должны быть раскрыты долгосрочные и текущие активы, собственный капитал, долгосрочные и текущие обязательства (состав, размещение, принадлежность сроки погашения и т.д.)

3. По отчету о результатах ФХД в ПЗ следует освятить следующие вопросы:

- факторы, повлиявшие на снижение дохода от всех видов деятельности предприятия; факторы, повлиявшие на увеличение себестоимости продукции;

- рост или снижение уровня общих и административных расходов, выплат по процентам и расходов по реализации к объему реализации, уровню прошлого года и т.д.;

- убытки и доходы от чрезвычайных ситуаций – дать пояснения по каждой ситуации, имевшей место в отчетном году;

- необходимо освятить и другие хозяйственные операции, которые существенно повлияли на результаты ФХД;

4. По отчету о движении денежных средств в ПЗ следует раскрыть следующие вопросы:

- какой метод использовался при составлении отчета;

- денежные поступления и выплаты от имени клиентов раскрываются на нетто-основе, когда движение денежных средств отражает больше деятельность клиентов, чем самого предприятия;

- ограничения по движению денежных средств и т.д.

5. В пояснительной записке должна быть дана общая оценка финансового положения и финансовой деятельности предприятия.

У предприятия могут быть дочерние или зависимые юридические лица. Тогда, вне зависимости от их местонахождения наряду с собственной финансовой отчетностью составляется и консолидированная отчетность, объединяющая отчетности данных юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: