Тема 1. Становление и развитие социологии (2 часа)

1.1. Основные направления западной социологии

1. 2. Социология в России.

Основная литература

Комаров М.С. Введение в социологию: учебник.-М: Наука, 1994, гл. 1. Смелзер Н. Социология: пер. с анг. - М.: Феникс, 1994, гл. 1, с. 23-26, гл. 5, с. 132-144.

Социология. Основы общей теории: учебник (под ред. Осипова Т.В. и Москвичева Л.Н.. Изд-во НОРМА, 2002, гл. 1. § 4, приложение)

Дополнительная литература

Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. Волкова Ю.Г. - М.: Гардарики, 2003, гл. 1, §§ 2,3

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-М: Центр, 2003, т.2.

Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения взглядов Огюста Конта. Здесь важно выяснить, в чём заключается заслуга Конта как ос­нователя социальной науки, какие цели он ставил, создавая данную науку, и какую роль он отводил ей, какие основные социологические идеи сформулиро­вал (Комаров, с.35-36 или Радугины, с.21-23, или Волков и др., с. 18-21). Далее следует перейти к рассмотрению основных направлений западной социологии в их развитии и показать какой вклад внесли в развитие социологии представители каждого направления: 1. классический функционализм XIX века - Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, (Комаров, с.35-37 или Радугины, с.23-26, или Волков и др., с.22-23, 25-27); функционализм XX века - Талкотт Парсонс (Ридугины с.35-39 или Волков, с.40-43) и Роберт Мертон (Волков, с.69-70). 2. социологическая теория Карла Маркса (Комаров, с.37-38 или Радугины, с.28-30, или Волков и др., с.23-25) и современные теории конфликта (Волков с 71-75, Смелзер, с.25-26); 3. «Понимающая социология» Макса Вебера (Комаров, с.43-45 или Радугины, с.26-28, или Волков, с.29-30) и теории межличностного взаимодействия (Смелзер, с. 132-144). При рассмотрении первого вопроса нужно выяснить на­учные подходы к анализу общества, отличающие представителей каждого на­правления, сильные и слабые стороны различных подходов.

Основной материал по второму вопросу содержится в учебнике Кома­рова (гл.2,§2,3). Прежде всего, следует обратить внимание на моральную и ми­ровоззренческую ориентацию российской социологии, отличающую её от за­падноевропейской, руководствующейся принципом «свободы от ценностей со­циологической науки». В развитии социологии в России выделяют три этапа: дореволюционный, послереволюционный (советский) и современный. Следует уяснить основное содержание направлений и школ российской дореволюцион­ной социологии (натуралистическое направление, субъективная школа, психологическое направление, социологическая концепция М.М. Ковалевского, эмпирическая социология). Особое место в российской социологии занимает П.А.Сорокин. Покажите, какой вклад внёс Сорокин в развитие российской и мировой социологии. Затем следует показать, какая судьба постигла социоло­гию после революции: запрещение социологии как буржуазной лженауки в конце 30-х годов, институционализация социологии в 60-е годы и особенности её развития в этот период.

Покажите деятельность социологов в советский период, а также в совре­менный период и условиях преобразования российского общества, с какими трудностями им пришлось столкнуться, каких успехов они достигли (Социоло­гия под ред. Осипова, гл. I, §4 и приложение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: