Налоги

Основа бюджета – прямые налоги.

Подоходный налог с юридических и физических лиц (65% всех налогов). Ставка налога уплачивается с распределяемой прибыли. С физических лиц пять ставок:10, 20, 30, 40, 50%. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, льготы многодетным семьям.

Налоги на имущество. Плательщики – физические и юридические лица, ставка одинаковая – 1,4% стоимости имущества. Налогообложению подлежат недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, процент по банковским депозитам. Переоценка имущества проводится 1 раз в 3 года. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т. е. при приобретении или продаже. К налогам на имущество также относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Косвенные налоги: налог с продаж (аналог НДС), налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, налог на развитие источников электроэнергии, акциз на проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д. К группе косвенных налогов также относятся таможенные пошлины.

Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти, аналогичны налогам, поступающим в бюджет центрального правительства: подоходные, имущественные и потребительские. Из общей суммы налогов более половины приходится на подоходные налоги, на втором месте – имущественные, на третьем – потребительские. Компании в Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трём ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6 % прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величина самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного и городского (в Токио – городского и районного).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой определяется по специальной таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

Подоходный префектурный налог с физических лиц взимается по трём ставкам: 5, 10 и 15%.

II

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, посёлков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части (около 40%). Это является принципиальной особенностью бюджетной системы страны. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% доходной части. Главной статьёй неналоговых доходов префектур являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий (около 13%). Другие неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путём исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.

Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды (12).

С середины 80-х годов в Японии проводится постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы – переход на выплату базовых пенсий, которые охватывают всё население и пенсий, выплачиваемых наёмным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. На две трети она финансируется из средств различных страховых фондов. На создание пенсионных фондов работает практически всё население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника – мужчины. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст.

Финансы государственных предприятий. В Японии – частный капитал – в производство, государственный – в инфраструктуру.

В госсекторе – 5 казённых и около 100 акционерных компаний, и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институтов и лабораторий, занятых фундаментальными и гуманитарными исследованиями, японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действуют около 8300 предприятий, из них 3650 – государственные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные – акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

За работу госпредприятий отвечает не один, а несколько хозяев. У государственных предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объёмы и источники финансирования, программы использования прибыли. При изменении отпускных цен (тарифов) требуется согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция периодически проверяет предприятия. На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.

III

До революции 1868 г. денежное обращение было неразвито и в основном носило децентрализованный характер. После революции во время реформы Мэйдзи были созданы условия для формирования единой судебной системы, развития свободного предпринимательства и торговли, образования кредитно-финансовых учреждений. В 1872 году был принят закон о банках и в 1882 году был создан Банк Японии. В 1889 году он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. В 1897 году был введён золотой стандарт и закон о коммерческих банках легализовал организацию банковской системы по европейским образцам.

В 1927 году Япония пережила острый банковский кризис, который усугубил монополизацию банковской системы. С отменой золотого стандарта в 1931 году масса денег вновь увеличилась. На протяжении всех военных лет наблюдался структурный кризис милитаризованной экономики.

В 1942 г. была создана Национальная финансовая контрольная организация. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных займов не менее 75% прироста своих депозитов. В годы войны были созданы специальные кредитные учреждения для осуществления экспансии в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, временно оккупированных японскими военными.

Послевоенный период с 1945 года по 1950 год был периодом восстановления страны из разрухи и хаоса. Банки столкнулись с большими трудностями, так как не могли предоставлять кредиты под гарантии правительства, а то и просто «проводить» государственные средства предприятиям, занимающимся военным производством. Более того, последние оказались не в состоянии вернуть значительную часть занятых средств, в результате чего обострилась проблема невозврата кредитов.

Штаб стабилизации экономики ежеквартально разрабатывал и принимал планы распределения финансовых средств между отраслями, подлежащие утверждению правительством. Все финансовые ресурсы, так или иначе находившиеся под контролем государства, распределялись в соответствии с этими планами.

В силу низкого уровня валютных резервов все операции по текущему и капитальному счёту платёжного баланса были запрещены, и в стране действовал механизм обязательной продажи валютной выручки. По мере экономической стабилизации валютные операции по текущему счёту были постепенно либерализованы (1964 г.), а в 1979 г. отменены ограничения по капитальному счёту. В 1949 г. возобновил работу фондовый рынок, закрытый сразу после окончания войны.

В 1945 – 1949 годах инфляция в Японии приняла невиданный размах. Масса денег в обращении выросла в 15 раз, оптовые цены – в 343 раза. В 1955 – 1970 годы среднегодовой прирост цен составил 1%, а ежегодный прирост ВВП – 9,7%. В 70-е годы под влиянием нефтяного шока инфляция возобновилась. Выход из нефтяного кризиса был найден в изменении промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия.

В целом к 90-м годам Япония достигла высокого уровня развития кредитной системы, завоевав необходимый уровень доверия для привлечения вкладов и создав кредитный механизм, обеспечивавший предоставление средств экономическим субъектам в необходимом месте под низкий процент. В результате реформирования системы банковского надзора за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одного случая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка.

Достигнутая к середине 90-х годов относительная стабильность в кредитной сфере была прервана коллапсом всей системы кредитно-финансовых учреждений. В 1996-97 годах впервые за послевоенный период начались банкротства банков. Это продемонстрировало неспособность Минфина контролировать ситуацию в финансовом секторе экономики и выступать гарантом её стабильности. Две основные причины нестабильности:

1) падение цен на недвижимость в первой половине 90-х годов снизило реальную стоимость залогового обеспечения, которое в большинстве своём состояло из объектов недвижимости;

2) низкий профессионализм японских банковских менеджеров, отсутствие достаточного опыта проведения сделок на западных валютных фондовых рынках.

Но вместо реформы банковского менеджмента вновь был усилен протекторат Министерства финансов и других органов государственного управления. Проведено вливание бюджетных средств в форме покупки государством обычных и привилегированных акций, а также облигаций коммерческих банков не принесло ожидаемых результатов.

IV

Банк Японии был создан в 1882 г. сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызвало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты. Затем срок функционирования банка продлили ещё на 30 лет, и в 1942 г. был издан закон, согласно которому Банк Японии стал подконтролен правительству, а министр финансов получил право самостоятельно изменять подзаконные акты банка. В 1949 г. был создан Политический совет, который стал определять интересы государства в области монетарного регулирования. В 1979 г. закон о банке был модернизирован, и центральный банк получил бессрочный статус.

С 1 апреля 1998 г. вступил в силу новый закон о Банке Японии, согласно которому банк стал независимым от Министерства финансов. По своему статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной компанией. 55% его капитала принадлежит правительству и 45% - финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды – 4%, могут быть 5%. Остальная прибыль взимается в государственный бюджет.

Руководящим органом Банка Японии является Политический совет, функции и структура которого несколько изменилась после принятия нового банковского закона. С 1 апреля 1998 г. Политический совет состоит из девяти членов: шести назначаемых членов совета, Председателя банка и двух заместителей. Кроме совета в управления банка также входят три исполнительных аудитора, три исполнительных директора и восемь советников.

Председатель совета осуществляет общий контроль над деятельностью Банка в соответствии с решениями, принятыми Политическим советом. Председатель Банка Японии и его заместители назначаются Кабинетом министров с согласия обеих палат парламента. Срок полномочий – 5 лет. Политический совет собирается по указанию председателя совета по мере необходимости, а также по инициативе 1/3 и более членов совета. Заседания и голосования не могут проводиться в отсутствие председателя и более 1/3 членов. Решения принимаются большинством голосов. Если голоса разделились поровну, решение принимает председатель. На заседаниях Политического совета имеют право присутствовать чиновники Минфина и Агентства экономического планирования. Они имеют право просить совет безотлагательно рассмотреть какой-либо вопрос по монетарному регулированию. Если присутствующие просят отложить рассмотрение какого-либо вопроса, совет голосованием принимает решение.

Исполнительные аудиторы проводят ревизии деятельности банка. Свои отчёты они направляют в Министерство финансов или Политический совет. Исполнительные аудиторы и исполнительные директора назначаются Кабинетом министров на 4 года.

Коммерческие банки подразделяются на несколько категорий.

Городские банки, начиная с эры Мэйдзи, занимались предоставлением кратко- и среднесрочных кредитов по всей территории страны крупным предприятиям. Они образуют сердцевину кредитной системы страны. На их долю приходится около 20% всех имеющихся в частных банках Японии депозитов и около 36% общего объёма капитала банковской системы. Их 11, т. е. 2 банка и 9 банковских корпораций. К 2003 г. осталось6 городских банков.

Региональные банки функционируют в масштабе префектур. Объём их капитала и масштаб операций значительно меньше, чем городских банков, но у них очень широкая сеть филиалов. Кредитуют малые и средние предприятия, принимают сберегательные вклады, финансируют органы местного самоуправления.

Траст-банки первоначально создавались для управления имуществом. Сейчас они имеют в качестве ресурсов срочные вклады и займы, а в активах – кредиты предприятиям и частным лицам, но специализация семи трастовых банков – эти операции. 5 из них входят в число 50 крупнейших банков мира. Усиливается тенденция взаимопроникновения траст-банков и других коммерческих банков.

Банки долгосрочного кредитования, первый из которых был создан специальным законом в 1952 г., оживили экономику Японии. Сейчас они преимущественно финансируют компании в сферах, связанных с высокой степенью финансового риска: разработка принципиально новых технологий, создание источников энергии будущего и т. п. свой капитал они мобилизуют главным образом с помощью эмиссии собственных облигаций. Сейчас – 2 банка.

Иностранные банки представляют в Японии 88 государств мира. Доминируют банки США и Великобритании, существенный вес имеют также банки Германии и Франции. Конкуренция со стороны иностранных банков началась в 1960-е годы. До того времени их деятельность ограничивалась двумя направлениями: предоставлением займов в иностранной валюте и кредитованием учреждений потребительского кредита «Саракии». Традиционная функция зарубежных банков – торговля иностранной валютой. Благодаря ним в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски во внешней торговле.

Третье звено кредитной системы Японии составляют кредитно-финансовые учреждения.

Государственные специализированные банки. Это экспортно-импортный банк Японии (1950 г.), Японский банк развития (1951 г.) и государственные финансовые корпорации.

В 1999 г. экспортно-импортный банк был объединён с фондом международного сотрудничества, в результате чего образовался банк международного сотрудничества.

Японский банк развития занимается долгосрочным кредитованием промышленности, транспорта, энергетики. Весь капитал банка принадлежит государству. Большая часть кредитных ресурсов – средства доверительных фондов.

Государственные финансовые корпорации функционируют в отраслях, в кредитовании которых частные банки не заинтересованы, но развитие которых необходимо для процесса воспроизводства, а также с социальной точки зрения. Они отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

К государственным институтам относится также Бюро доверительного фонда Минфина, являющееся по существу одним из крупнейших банков Японии и оперирующее капиталами государственных пенсионных, страховых и сберегательных учреждений. Основная часть его кредитов предоставляется госбанкам, корпорациям, центральным и местным органам власти.

На долю 24 компаний по страхованию жизни и 23 по страхованию имущества приходится приблизительно 15% баланса частных кредитных институтов. Инвестируются в Центральный банк.

220 фондовых компаний, специализирующихся на операциях с Центральным банком.

Почтово-сберегательные кассы аккумулируют сбережения населения. В отличие от банков предоставляют физическим лицам гораздо больший набор услуг, позволяют людям среднего достатка на более выгодных условиях получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому аккумулировали большие объёмы финансовых средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: