- Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
- 1) умение концентрироваться;
- 2) умение анализировать содержание;
- 3) умение слушать критически;
- 4) умение конспектировать.
- Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:
- Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
- Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
- Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
- Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
- Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приёмы:
- определение цели речи;
- определение композиции речи;
- определение главной темы речи;
- определение главных идей оратора;
- определение форм аргументации;
- определение форм резюмирования и заключительных выводов.
- Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:
- Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
- Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
- Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
- Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- Используйте короткие предложения и абзацы.
- Записывайте только важные положения и фактический материал.
- Используйте сокращения и символы.
- Делайте разборчивые записи.
- Подчёркивайте важные идеи.
- Периодически просматривайте записи.
<Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.
|
|
|
|
- На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
- фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
- движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
- поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
- Типичными недостатками чтения являются:
- Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
- Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
- Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
- Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
- Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
- Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ