Назначение

Система электроснабжения постоянным током предназначена для централизованного электроснабжения потребителей постоянным током напряжением 27 В.

В состав системы входят:

- три выпрямительных устройства F11RB4140;

- три аппарата АЗУВУ200Б;

- три трансформатора ТТА1-115-400;

- две аккумуляторных батареи 20FP25HICT-R;

- коммутирующая, защитная и измерительная аппаратура, светосигнальные табло.

На Рисунке рисунке 1 показано размещение агрегатов системы, на Рисунке рисунке 3 размещение органов управления, контроля и сигнализации в таблице 2 приведено их функциональное назначение.

Управление аккумуляторными батареями. Принципиальная схема (работа) (Рисунок 7)

Включение на бортсеть аккумуляторных батарей (GB1), (GB2) производится выключателями (S1) и (S5), при включении которых срабатывают реле (К5) и (К10), включающие в свою очередь, контакторы (К1) и (К11). Эти контакторы контактами 1-2 подключают аккумуляторные батареи к аварийным шинам левого и правого ЦРУ27В, а контактами "В" включают реле (К6) и (К9), которые размыкающими контактами 1-2 отключают табло (Н1) "АКК1-ОТКЛ", (Н5) "АКК2-ОТКЛ", контакты 4-5 табло (Н2) "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ". Если первой включилась аккумуляторная батарея №1, по цепи (Рисунок рисунок 8): диод (V1), контакты 10-11 реле (К5) включается контактор (К12), который контактами 1-2 объединяет АВШ1 и АВШ2 левого и правого ЦРУ 27 В, контактами "В" включает табло (Н4) "КОЛЬЦ 27 В ВКЛЮЧЕНО". Если первой включилась аккумуляторная батарея №2, контактор (К12) срабатывает по цепи: диод (V6) контакты 10-11 реле (К13) и (К18).

При включении аккумуляторных батарей срабатывает реле (К15) и разрывает цепь контактора (К16) (см. Рисунок рисунок 8), который отключает шину заправки топливом

РИС 7 АКК

При запуске двигателя ВСУ срабатывает реле (К4), которое замыкающими контактами 3-2 и 5-6 включает контактор (К3), а размыкающими контактами 7-8 разрывает цепь контактора (К16) (см. Рисунок рисунок 8).

Контактор (К3) замыкающими контактами 2-1 подключает аккумуляторную батарею №1 к шине запуска и флюгирования, контактами "В" включает контактор (К2), а размыкающими контактами 4-3 отключает аккумуляторную батарею №1 от АВШ1 левого ЦРУ 27 В.

Контактор (К2) замыкающими контактами 2-3, если включено ВУ3, включает контактор (К11) (см. Рисунок 8), который переключает ВУ3 с АВШ2 на шину запуска и флюгирования, контактами 5-6 обеспечивает запуск двигателя ВСУ. При флюгировании воздушных винтов двигателей срабатывает реле (К12) или (К13) (левого и правого двигателей соответственно), которые аналогично реле (К4) подключают батарею №1 к шине запуска и флюгирования. Непосредственно на клеммы аккумуляторной батареи №2 подключены потребители применение которых необходимо без включения батареи на бортсеть (управление дверью, заправка топливом, проходное освещение и др.)

При нагреве аккумуляторной батареи до температуры (70±2,8) 0С и выше срабатывает термодатчик, установленный на межэлементном соединении и включает реле (К7) (батареи №1) или (К8) (батареи №2). Эти реле контактами 3-2 включают табло (Н3), (Н4) "АКК1-ПЕРЕГРЕВ", "АКК2-ПЕРЕГРЕВ", контактами 6-5 – табло "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ".

Контроль этой сигнализации осуществляется кнопками (S2) и (S4).

Контроль величины тока аккумуляторных батарей осуществляется с шунтов (RS1) и (RS2) напряжения - непосредственно с клемм батареи.

Управление выпрямительными устройствами. (см. Рисунок рисунок 8)

При наличии напряжения 115/200 В на шинах Г1 срабатывает реле (К32) и контактами 2-3 подготавливает аппарат (Е1) к работе.

Включение выпрямительного устройства №1 осуществляется выключателем (S2) к этому выключателю подведено напряжение аккумуляторных батарей с АВШ2 и с шины Г1 – сниженное трансформатором Т1 и выпрямленное выпрямителем (V12-V17) напряжение 27 В (для автономности управления). При включении выключателя (S2) это напряжение через контакт 6ХS2 и 8ХS2 ВУ1 подаётся на контактор (К6), который срабатывает и через соединитель (ХS1) подаёт напряжение 115/200 В на вход ВУ1. Включается вентилятор обдува ВУ1.

Рис. 8. Управление выпрямительными устройствами

При положительных результатах тест –контроля напряжения 115/200 В с контакта 9ХS2 ВУ1 напряжение 27 В подаётся на реле (К5) и на контакт "В" аппарата (Е1), который срабатывает и через контакты "ВУ" и "СЕТЬ" подключает ВУ1 к шине АВШ1 левого ЦРУ 27 В, а также через контакт "С" включает реле (К7). Реле (К5) замыкающими контактами:

- 8-9 – готовит включение контактора (К8), соединяющего шины АВШ1 и Ш1 левого ЦРУ 27 В при работающих:

· ВУ1 и ВУ2 или

· ВУ1 и ВУ3 или

· при установке переключателя (S3) в положение "АКК НА ОБЩ СЕТЬ";

- 2-3 и 5-6 – готовит включение контактора (К9), соединяющего шины АВШ2 и Ш2 правого ЦРУ 27 В при работающих

· ВУ1 и ВУ2 или

· ВУ1 и ВУ3 или

· ВУ2 и ВУ3 или

· при установке переключателя (S3) в положение "АКК НА ОБЩ СЕТЬ", размыкающими контактами 10-11 разрывает одну из цепей включения контактора (К12) кольцевание АВШ1 и АВШ2 обоих ЦРУ 27 В.

Реле (К7) размыкающими контактами:

- 1-2 – разрывает цепь табло (Н1) "ВУ1-ОТКЛ";

- 4-5 – разрывает цепь реле (К15) (см. рисунок 7) и табло
"ПИТАНИЕ ОТ АККУМ"

- 7-8 – разрывает одну из цепей табло "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ".

Реле (К15) (см. Рисунок рисунок 7) отпускает и контактами 1-2 через контакты 7-8 реле (К4), 3-4 контактора (К11) (см. Рисунок рисунок 8) включает контактор (К16), подключающий шину заправки топливом к АВШ2. ПТ3 включается на аварийные шины 115/200 В (если его выключатель был включен).

Таким образом при включении одного ВУ под напряжением остаются аварийные шины ЦРУ 27 В и РУ 27 В, которые до включения ВУ были запитаны от аккумуляторных батарей и к ним подсоединяется шина заправки топливом.

Включение ВУ2 и подключение его на АВШ2 правого ЦРУ 27 В происходит аналогично. При этом срабатывает реле (К18) и (К19).

Реле (К18) замыкающими контактами:

- 3-2 – через контакты 8-9 реле (К5) включает контактор (К8);

- 5-6 – через контакты 3-2 реле (К5) включает контактор (К9);

- 9-8 – готовит параллельную цепь включения контактора (К9) (при работающем ВУ2 и ВУ3), а размыкающими контактами 10-11 разрывают одну из цепей включения контактора (К12).

Контактор (К8) соединяет АВШ1 и Ш1 в левом ЦРУ 27 В, контактор (К9) – АВШ2 и Ш2 в правом ЦРУ 27 В.
Реле (К19) размыкающими контактами:

- 1-2 – разрывает цепь табло (Н5) "ВУ2-ОТКЛ";

- 4-5 – разрывает цепь реле (К15) (см. Рисунок рисунок 7) и табло (Н2), (Н3)
"ПИТАНИЕ ОТ АККУМ";

- 7-8 – разрывает одну из цепей табло "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ". ВУ3 может включиться:

- на АВШ2 правого ЦРУ 27 В (параллельно ВУ2 и АКК2);

- на шину заправки топливом;

- на шину запуска и флюгирования (только совместно с аккумуляторной
батареей №1).
Во всех случаях питание ВУ3 можно осуществлять:

- непосредственно от аэродромного источника 115/200 В или от:

- шин Г1 или

- шин Г2 или

- непосредственно от генератора ВСУ.
Включение ВУ3 осуществляется выключателем (S4) также, как включение ВУ1 и ВУ2. Подключение ВУ3 к АВШ2 осуществляется через замкнутые контакты 4-3 контактора (К11), к шине заправки топливом – через замкнутые контакты 3-2 контактора (К16). После включения ВУ3 срабатывает реле (К13) и (К14).

Реле (К13) замыкающими контактами:

- 3-2 - включает параллельную цепь включения контактора (К8) (для соединения АВШ1 и Ш1 при работающих ВУ1 и ВУ3);

- 5-6 - включает параллельную цепь включения контактора (К9) (для соединения АВШ2 и Ш2 при работающих ВУ1 и ВУ3);

- 9-8 - включает параллельную цепь включения контактора (К9) при работающих ВУ2 и ВУ3;

- 15 -14 - готовит цепь включения реле (К17);

- 17-18 – готовит цепь включения контактора (К11), переключающего ВУ3 с АВШ2 на шину запуска и флюгирования только после включения на эту шину АКК1, а размыкающими контактами 10-11 разрывает цепь контактора (К12), в результате чего АВШ1 левого ЦРУ 27 В и АВШ2 правого ЦРУ 27 В разъединяются.

Реле (К14) размыкающими контактами:

- 1-2 – разрывает цепь табло (Н6) "ВУ3- ОТКЛ";

- 4-5 – разрывает цепь реле (К15) (см. Рисунок 7) и табло (Н2), (Н3)
"ПИТАНИЕ ОТ АККУМ";

- 7-8 – разрывает одну из цепей табло "ПОСТ ТОК ПРОВЕРЬ".

Включение ВУ3 на шину заправки топливом может осуществляться без включения выключателя (S4). В этом случае включение ВУ3 и подключение его к шине заправки топливом осуществляется без включения на бортсеть ВУ3, а также аккумуляторных батарей и аэродромного источника 115/200 В. При подключенном к ШРАП 340с работающего аэродромного источника 115/200 В и включенном на ПКУЗ-140 выключателе:

- напряжение 115 В (фаза А) аэродромного источника подводится к реле (К15), оно срабатывает и контактами 6-5 включает реле (К31) и контактор (К5) (см. рис.___). 5) Контактор (К5) подключает ВУ3 к разъему аэродромного питания. Реле (К31) контактами 2-3 включает ВУ3;

- срабатывает реле (К13) и контактами 15-14 через автомат защиты (F42) и контакты 6-4 выключателя (S4) включает реле (К17). Реле (К17) контактами 2-3 включает контактор (К11), который отключает ВУ3 от АВШ2.

При запуске двигателя ВСУ или флюгировании лопастей ВВ контактор (К3)
(см. Рисунок 7) переключает аккумуляторную батарею №1 на шину запуска и флюгирования, а также включает реле (К2), которое контактами 2-3 через контакты 17-18 реле (К13) (см. Рисунок 8) включает контактор (К11).

Контактор (К11) размыкающими контактами 3-4 отключает ВУ3 от АВШ2, а замыкающими контактами 2-1 подключает его (параллельно аккумуляторной батареи №1) к шине запуска и флюгирования.

После окончания цикла запуска или флюгирования система возвращается в исходное, перед циклом, состояние.

Каждое выпрямительное устройство защищено от обратного тока.

При возникновении неисправности в канале Г2 (короткое замыкание на шине, обрыв фазы) срабатывание защиты ВУ2 и ВУ3 и их отключение произойдёт раньше, чем срабатывание защиты системы переменного тока переменной частоты. Для исключения, в этом случае, отключения двух выпрямительных устройств и обесточивания основных шин постоянного тока предусмотрена защита, которая работает следующим образом.

При нормальной работе напряжение 27 В с трансформаторно-выпрямительного устройства (трансформатор Т3 и выпрямитель V21-26 см. Рисунок рисунок 8) подаётся на реле напряжения (К10) (см. Рисунок рисунок 5) которое срабатывает и размыкает контакты 1-2. При снижении, в результате короткого замыкания на шине или обрыва фазы в канале Г2, напряжение становится ниже 24,7 В, реле (К10) отпускает и напряжение с контактора 10 В блока (Е1) (см. Рисунок рисунок 4) через контакты 2-1 реле (К10) подаётся на реле времени (К11), которое через 2 с срабатывает и контактами 3-2 включает реле (К12). Это реле через свои контакты 2-3 становится на самоподпитку, а размыкающими контактами 5-4 обесточивает контактор (К3), которое отпускает и контактами 7-8, 9-10, 11-12 подключает ВУ3 к шинам Г1. В результате отключается и блокируется в этом положении только ВУ2, а вся бортсеть постоянного тока питается от ВУ1 и ВУ3.

Распределительная сеть на уровне 27 В (показана на Рисунке рисунке 9)

В нормальном режиме контакторы (К1-К4) включены и шины Ш1, АВШ1 в левом РУ 27 В подключены к АВШ1 левого ЦРУ 27 В, а шины Ш2, АВШ2 правого РУ27 к шинам АВШ2 правого ЦРУ 27 В. При различных неисправностях (обрыв, короткое замыкание в основной линии) контакторы (К1-К4) отпускают, осуществляя переключение шин РУ на резервное питание: шины Ш1 и Ш2 РУ 27 В взаимно резервируются, а АВШ1 и АВШ2 РУ 27 В переключается на АВШ2 и АВШ1 ЦРУ 27 В соответственно.

Контроль величины тока выпрямительных устройств осуществляется с шунтов (RS1), (RS2), (RS3), напряжение - непосредственно с клемм ВУ и шин ЦРУ 27 В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: