Методы выявления и фиксации ОМ - это методы используемые социологией для сбора информации:
1. Опросы - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Интервью - устный опрос. Бывает формализованное (детально разработанный вопросник и инструкция), фокусированное (цель - сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, респондентов заранее знакомят с предметом беседы), свободное проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема.
Анкетирование - это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию от населения, отобранного т. о., чтобы получить репрезентативные данные.
2. Наблюдение - сбор первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий.
Включенное (социолог непосредственно включен в изучаемый соц. процесс), невключенное. (Полевые наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).
|
|
3. контент-анализ - методика использования коммуникативных и значимых материалов.
4. метод фокус-групп - качеств, метод сбора соц. информации в однородных группах, имеющих фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики (модератор - ведущий).
Критерии ОМ:
1. Общественный интерес не совпадает с личным интересом. Индивидуальный интерес не имеет границ, круг общественного интереса ограничен (чв-я соц. характера). Общественный интерес не затрагивает отдельных личностей.
2. Актуальность - общество проявляет интерес не ко всем явлениям, а только к актуальным.
3. Дискуссионность - связан с особенностями мнения. Мнением не являются: высказывания, которые непосредственно передают чувства, неопровержимые факты науки.
4. Компетентность - Объектом ОМ является то, что доступно знанию и пониманию людей. Уровень информативности.
Проблемы:
1. мера репрезентативности
2. общественно-политические условия
3. невозможность человека адекватно высказать св.мнение.