2 часа
Тема: «Метадидактические» принципы «системы Станиславского» и личностно-ориентрованный метод театральной педагогики
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Основные этапы становления и развития «системы Станиславского» как собственно педагогического метода.
2. «Три кита» «системы Станиславского» (внимание, воображение, психоэмоциональная память) и психологические обоснования педагогического метода. Персоналии: Рибо, Джонсон, Ухтомский, Сеченов.
3. Личностно-ориентированное содержание образования как соединение «внутреннего» и «внешнего», исходящее из индивидуальных особенностей ученика.
4. Л.А. Сулержицкий и идея «природосообразной» системы обучения. Персоналии: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой.
5. Первая студия МХТ («Центральная») как опыт практической апробации «личностно-ориентированной» и «природосообразной» концепции обучения: творческий конфликт индивидуальностей.
Список литературы:
1. Абалкин Н. Система Станиславского и советский театр. – М., 1954. – 392 с.
|
|
2. Гзовская О.В. Пути и перепутья: Статьи и воспоминания/ Вступит. Статья И. Шнейдермана. – М., 1976. – С. 59–96.
3. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек. – М., 1990.
4. Сулержицкий Л.А. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А. Сулержицком/ Вступит. Статья Е. Поляковой. – М., 1970. – 707 с.
5. Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского. – М., 1998.
Дополнительная литература:
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993. – 527 с.
Рибо Теодюль Арман. Психология чувств: главы: «Эволюция аффективной жизни», «Память чувств». – СПб., 1898. – С. 4–29, 151–184.
Рибо Т.А. Психология внимания. – СПб., 1897. – 95 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – 544 с.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ III
2 часа
Тема: «Политехническая» система театрального образования
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Экспериментально-студийные поиски В.Э. Мейерхольда и «культуросообразная» система обучения («классы-лаборатории» по поискам «театральности»).
2. От «биомеханики» к «психо-биомеханике» – психологические обоснования метода. Персоналии: Павлов, Бехтерев, Бернштейн, Донской.
3. Идея «синтетического актера» – театральная школа при «Камерном театре». Персоналии: Таиров, Коонен, Церителли.
4. Первая «политехническая» программа театрально-сценического образования. Персоналии: Мейерхольд, Вивьен.
5. Педагогический опыт «тонально-пластических» студий Пролеткульта. Персоналии: А.А. Мгебров, В.С. Смышляев, М.А. Чехов.
Список литературы:
1. Гарин Э.П. С Мейерхольдом (воспоминания). – М., 1974.
2. Золотницкий Д. Театральные студии Пролеткульта// В кн.: Театр и драматургия. – Л., 1971, с. 126 – 205.
|
|
3. Коонен А. Страницы жизни. – М., 1976.
4. Красовский Ю.М. Октябрь и проблемы театральной педагогики (Анализ методических разработок Курмасцепа и ШАМа)// В сб.: Из истории сценической педагогики Ленинграда (ЛГИТМиК). – Л., 1991. – С. 11–32.
5. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х ч. Ч.2. – М., 1968. – С. 28–47.
6. Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. – М., 1962.
7. Таиров А.Я. Записки режиссера. – М., 2000.
Дополнительная литература:
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. – М., 1998.
Донской Д.Д. Н.А. Бернштейн и развитие отечественной биомеханики. – М., 1996.