Тема 2. Система Станиславского – творческая основа «работы над собой»

Понятие метода как пути самовоспитания, саморазвития и самообучения. Техники и технологии тренировки актера (тренинг) – изучение природы актерского творчества, поиск способов приближение к природе. «Возбуждение бессознательного сознательным путем». Основная формула системы: «от сознания – к бессознательному и – сверхсознательному».

«Три кита» метода К.С. Станиславского: внимание, воображение, психоэмоциональная память – «Ум, Воля, Чувство» (физические ощущения и действия – мысли – воображение). Вера и наив. Если бы. Предлагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах: «Я и пространство» (место), «Я и физическое самочувствие» (время), «Я и физическая среда» (способ действия), «Я и обстоятельства, в которых я когда-то был».

Действие – основа сценического искусства. Через активное, целеустремленное органическое действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел пьесы. Действие – живой органический процесс, направленный на осуществление определенной цели. Борьба и преодоление препятствий, как необходимое условие активизации действия. Действие – единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и пространстве (Г.А. Товстоногов).

«Работа актера над собой» – воспитание в актере качеств необходимых для правдивого органичного действия на сцене. Основные элементы сценического действия и их значение. Принцип «быть, а не казаться» – основа тренинга психотехники. «Тренинг и муштра» – воспитание и тренинг внешней техники.

Тема 3. Внимание

Виды внимания: Произвольное и непроизвольное внимание. Сценическое внимание. Сосредоточенность – контроль устойчивости внимания. Бдительность – управление вниманием. Внешнее внимание и внутреннее. Объем внимания. Качество внимания. Внимание как основа психофизической саморегуляции и самоуправления.

Типы внимания: мышечное, интеллектуальное, «на воображаемое». Чувственное внимание: зрительное и слуховое. Смотреть – и видеть. Слушать – и слышать. «Телесно-физическое» внимание (ощущения). Внутреннее зрение.

«Зоны внимания»: Круги внимания: малый, средний, большой. Публичное одиночество – малый круг внимания. Внимание к воображаемым объектам. Механизмы переключения. Творческое внимание (по М.А. Чехову).

Внутреннее побуждение; внутренняя задача; какое-то «если бы», оправдывающее внимание. Действенное внимание как внутреннее условие всякого продуктивного действия. Воспитание непрерывной действенной собранности.

Упражнения: «рабочий полукруг», «Я–образ» и «образ Другого» (как выглядит, как одет и пр.).

«Смотреть – и видеть»: ладонь, пять пальцев, на что похоже? фотографы, биографии вещей (предметов, людей, явлений) и др. «Слушать – и слышать»: сонар, фоноскоп предметов, фоноскоп событий, слышать одного, шумовой квадрат, позвони по барабану и др. Пространственное внимание: стулья, переходы, фигуры перестановок, мяч в круге, змейка, пересеченность и др.

На публичное одиночество: пишу письмо, заявление, докладную; слушаю по телефону исповедь друга; длительное ожидание в очереди, кого-то и др.

Тема 4. Восприятие и наблюдательность

Восприятие внешнего мира и восприятие внутренних импульсов и стимулов. Неповторимость индивидуального восприятия – основа заразительности актерского организма. Акциональность (действенность) восприятия как творческий алгоритм неповторимости индивидуальности, взятой в предельных обстоятельствах (гиперболизация). «Зоны заразительности» восприятия индивидуумом в предлагаемых обстоятельствах. Личностная затрата восприятия и реакции (А.А. Гончаров). Тренинг сенсорной системы «здесь, сейчас, в данный момент».

Бытовое восприятие. Художественное восприятие. Сценическое восприятие. Художественно-сценическое воспитание органов чувств. Настройка и преднастройка восприятия. Реактивность восприятия предлагаемых обстоятельств. Восприимчивость как основное качество актера. Впечатлительность – основа художественного восприятия. Эмпатия – вчувствование. Аспекты зрительного восприятия в процессе овладения пространством (фиксированное зрение и расфиксированный взгляд). Внутреннее (художественно-сценическое) оправдание восприятия. Главный принцип восприятия: мое первое впечатление, переведенное в действие, в поступок (первая реакция на событие).

Наблюдательность как умение схватывать типическое в конкретном. Наблюдательность – основа практической копилки актерской кухни (тезаурус). Внимание как орудие добывания материала для творчества – наблюдательность. Наблюдения: ситуативные, профессиональные, социальные, бионика (наблюдение над детьми и животными).

Восприятие и наблюдение как процесс расшифровки логики поведения в различных обстоятельствах и состояниях. Развитие целенаправленного любопытства, стремления увидеть что-то новое. От сравнения и аналогии к метафоре: «На кого (или на что) похоже?».

Тренинг восприятия как синтетического элемента органической жизни. Восприимчивость и впечатлительность как основные качества актера «психологической школы».

Упражнения: наблюдения за растительным миром, за миром животных, за миром вещей. Наблюдения за поведением человека, профнаблюдения и др.

Тема 5. Тело как основное выразительное средство актера

Первичное понятие о «жизни человеческого тела». Простое физическое действие пластически точное по своей эстетической естественности. Психофизическое единство эмоционально-интеллектуальных состояний актера в органике сценического действия. Телесно-когнитивное (познавательное) сознание и процессы осознания движений (мышечно-групповая распределенность).

Телесное внимание – «внутренний наблюдатель» или «мышечный контролер». «Контролер» самопроверки мышечного напряжения. Снижение уровня «тревожности» в процессе контроля (саморегуляция).

Мышечное освобождение как важнейшее условие создания творческого самочувствия. Умение определять мышцы, несущие нагрузку на данном физическом действии. Снятие «мускульного напряжения» – зажимов и психологическое раскрепощение (понятие «мышечная броня» или «броня характера»). Единство процесса «напряжение – освобождение – оправдание» (воображаемое обоснование). Целесообразное мышечное напряжение как условие формирования эмоционального состояния («психологический жест» М.А. Чехова).

Центры тяжести и точки опоры. Центр движения и вектор движения. Антропотомия (телесное строение человека) как художественная композиция выразительного тела.

Тело в пространстве сцены: внешняя композиция (физическое и энергетическое заполнение пространства). Тело и дыхание (верхнее, среднее, нижнее – «брюшное», полное, «парадоксальное», «лопаточное»). «Звучащее тело» – звук внутреннего объема (его отличие от «речевого» и «вокального»). Биомеханика (элементы очищенного движения).

Обретение свободы через напряжение в постоянном тренинге импровизационного самочувствия.

Упражнения: организация индивидуально-пластического психотренинга.

1. Психотренинг – создание образа собственного тела на основе «внутреннего» исследования и изучения «золотых» пропорций телесно-пластической композиции (работа с позвоночником как основой «вертикальной» композиции – «стержень», «ось», «ворот», «нитка», «дерево» и пр.). Упражнения на координацию образа движения и его физического осуществления.

2. Комплекс физических игровых упражнений на развитие мышечной силы, выносливости, эластичности, равновесия, реактивности (чередование напряжение – расслабление, «набор» и «сброс»: «Электрический ток», «вилка – розетка» и пр.)

3. Пространственные композиции на оправдание скульптурных поз, оправдание жеста, постановка жеста («фотограф», «море волнуется», «скафандр», «кукла», «пластилин» и пр.)

4. Пространственно-пластические импровизации на заданную тему (пластический этюд): разведка мышц, норма напряжения, мускульная энергия, ртуть в теле, переливание энергии, вес воображаемых вещей, бросание предметов, скульптура по памяти и др.

5. Упражнения по принципу «тело в неудобстве»: бег по кругу в сцепке на одной ноге, йогические позы (асаны), базовые элементы «тайцзы» и др.

Тема 6. Воображение

Виды воображения: Воображение воспроизводящее (ретроспективное) и воображение преобразующее (продуктивное). Творческое воображение (продуктивно-созидательное). Сценическое воображение. Актерское воображение. Оперативное воображение – актуальное функционирование образов воображения в качестве программ деятельности (Л.М. Веккер). Опосредованность творческого воображения.

Психотехника воображения и воображение как психотехника: Воображение и мышление в едином потоке сознания. Воображение как механизм психофизической саморегуляции – самоуправления («рычаг» включения организма). Тренировка воображения через мышление. Тренировка проективного воображения (по Леонардо да Винчи). Художественно-эстетическая стимуляция воображения.

Формы воображения: Зрительные образы – видения внутреннего зрения (кинолента внутренних видений). Слуховые и осязательные представления. Конкретно-чувственный образ (картинки-видения). Идеальный образ (картины-переживания). Эталонный образ (универсальный образ). Симультанный образ (общий образ-синтез). Художественный образ (конкретное в общем) как вымысел воображения. Экран внутреннего видения («кинолента видений»).

Сценическое воображение как процесс: Непрерывная линия иллюстрированных «предлагаемых обстоятельств». Темпоритм внутренних видений (образных представлений). «Подталкивание» воображения (психотехнический прием) – ответ на вопросы: Кто? Когда? Где? Почему? Для чего? Как? Что бы я стал делать, если б созданный мною вымысел стал действительностью? Воображение и переживание – аффекты и образы фантазии. Воображение как стратегия поведения. Видения – ассоциативная вспышка воображения; творческое знание; артистическая память; «духовная материя слова» и «духовная энергия действия».

Формы артистического воображения – активная (быть, существовать, жить) и пассивная (мечтания). Активность воображаемой жизни. Воображение и мир вещей («перерождение»). Повторы творческих актов воображения – привычка вымысла. Подробность, смысл, активность воображения – необходимые условия творчества. Воображение как внутреннее обоснование сценического существования. Вымысел воображения как чувственно-образное воспоминание о реальных восприятиях предметного мира. «Сочинение» (фантазирование) предлагаемых обстоятельств – место, время, способ действия («сочинение жизни»).

Ведомое воображение (внешние предлагаемые обстоятельства – условия, среда). Ведущее воображение (внутренние предлагаемые обстоятельства – потребность, мотивы, цель). Свободное воображение – основа импровизационного самочувствия («экстаз монтажа» по С. Эйзенштейну). «Заражение» другого своими видениями.

Упражнения на развитие воображения: внутренний экран, поток сознания, звуко-цветовые стимуляции (проживание в синестезии), сезонные стимуляции (жара, холод, мороз, стужа), белый медведь, метафоры, кинолента прожитого дня, цепочка ассоциаций, видеоскоп, живые образы, антимир, мысленные действия, двигаться не двигаясь, лес, братья по разуму, зал живописи, зоосад и др. Упражнения пластического тренинга: ходить босыми ногами (по песку, по траве по гальке, по стеклу и пр.); одна рука в холоде, другая на горячем; половина тела на льду, другая на раскаленном песке.

Тема 7. Память

Ретроспективная природа «аффективной памяти» (по Рибо) и перспектива сценического действия (по Станиславскому). Память на чувствования или эмоциональная память. Память ощущений и физического самочувствия. Повторение пережитого – намек, мысль, образ. Память пяти чувств (кладовые чувственного опыта).

Параллель пяти чувств с эмоциональной памятью. «Шестое» чувство вдохновения (антиципация – предвосхищение). Доступность–недоступность эмоционально-чувственной памяти. Первичность и повторность чувствований. Повторные воспоминания. Поиск средств и приемов извлечения из своей души эмоционального материала. Поиск средств и приемов создания из эмоционального материала своей памяти бесконечных комбинаций человеческих душ ролей, характеров, чувств и страстей. Умение оживлять эмоциональную память. Сила, устойчивость и качество эмоциональной памяти – основа сценической заразительности. Доминирующая установка воздействия эмоциональной памяти: на телесную реакцию (поведенческая, включающая тело) и реакцию на последовательность событий («сюжетная»).

Воспроизведение предлагаемых обстоятельств как основа актерской психотехники. Сочувствие и чувство, эмпатия – вчувствование. Различные качества эмоциональных воспоминаний свидетеля и действующего лица. «Соотнести и присвоить» (А.А. Гончаров).

Упражнения: вспомнить и прожить, видящие пальцы, угадай предмет, память пальцев, палочка-узнавалочка, стакан чая, цветочный магазин, пожар, новогодние цитрусовые, память пяти органов чувств, полифония звуков, полифония образов, на льдине, последний троллейбус (ушедший транспорт), ушла–бросила, черный снег, первый подарок и др.

Тема 8. Действие в условиях вымысла:

«если бы», «предлагаемые обстоятельства», «а вдруг»

Действие – шаг движения к цели. Магическое творческое «если бы» – мнимая воображаемая правда. Вера, увлечение и наив. Отношение. Плоскость иной воображаемой жизни. «Если бы» – рычаг действия. «Если бы» правдоподобного вымысла. Слово «если бы» – толкач, возбудитель внутренней творческой активности. Развитие «если бы» в «предлагаемых обстоятельствах» (обоснование).

«Предлагаемые обстоятельства» – вымысел воображения, дополняющие душевную жизнь «роли». Непрерывная линия предлагаемых обстоятельств (видения).

Внешние предлагаемые обстоятельства: факты, события, фактура, внешний уклад и устои. Подробный рассказ содержания (Немирович-Данченко). Внутренние предлагаемые обстоятельства: искание и создание. «Я есмь», т.е. начинаю быть, существовать – поиск сценического самочувствия. Возвращение к внешним обстоятельствам при новом самочувствии. Физические действия в предлагаемых обстоятельствах – фиксаж чувств.

Цепочка «маленьких физических действий» есть цепочка «психических импульсов» – реакций (Е. Гротовский).

Предполагаемые обстоятельства – волшебно-фантастическое «А вдруг!» (Вахтангов). Неправдоподобное правдоподобие. Вымысел вымысла. Закон обострения предлагаемых обстоятельств. Импровизационное самочувствие.

Упражнения: небывалые события, странные позы, привидение, небывальщина, обычное в необычном, кто вы? лилипуты–великаны, есть ли жизнь на Марсе, оркестр, музыкальная табакерка, игры игрушек, ожившие предметы, живые руки, алмаз в темной комнате, зазеркалье, птичий рынок, птичий двор и др.

Тема 9. Память физических действий

Воспитание естественной потребности точного выполнения требований природы в области действия (до высокой степени технологического совершенства). Одно и тоже физическое действие в разных предлагаемых обстоятельствах.

Технические правила осмысленного действия (воплощение замысла):

1) целеустремленность; логическая последовательность; активность внимания (видение предмета); непрерывность пластического ощущения материальных и функциональных свойств и качества (объем – вес – форма); пластическая и физическая точность;

2) продуктивность упражнений на память физических действий – воспитание органического действенного внимания; творческая организация психофизического самочувствия («по ходу действия», «манки»); воспитание опыта произвольного управления двигательными механизмами;

3) реальное понимание в упражнениях на воображаемые действия целостного образа предмета, образа поведения, действенной перспективы;

4) обретение аналитических умений воспитания чувства «малых правд» путем последовательного выполнения «микродействий».

Тема 10. Беспредметные действия

Образ действия – обоснованность (воображение), целесообразность (анализ), продуктивность (творчество–созидание). Воображение – позыв к действию. Главное – не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему. Правильное направление физической работы с несуществующими вещами. Игра с пустышкой. Логика воображаемых действий. Правда и вера беспредметных действий. Правда телесно-физических ощущений.

Пустышка – воображаемый объект или физические действия с ней. Пустышка – расчленение больших физических действий на их составные части. Снятие автоматизма, механицизма через действие с мнимыми объектами. Внутренняя задача распределения энергии переживания. Пустышка как живой объект. Сознательная проверка логики и последовательности каждого физического действия (настороженность, проверка, механическая логика).

Упражнения: сжигание денег, написать письмо, обед по правилам этикета, нитка–иголка, одеться–раздеться, трудовые процессы, кухня, конвейер, дорога, коробка с бисером, перед зеркалом, сервировка стола и т.д.

Тема 11. Темпоритм

Жизненный темпоритм – время физических движений. Ощутимость и видимость темпоритма. Темп – скорость или медленность движений в пространстве. Такт – мерило времени, промежутки времени. Бесконечное количество всевозможных ритмов из комбинирования тактов. Биоритм (биоколебания) – ритм воспринимающей системы мозга (Ухтомский). «Волновая» природа возбуждения – основа биологического самоуправления. Ритм и вибрация. «Полюсный маятник» темпоритма (от быстрого к медленному через середину и наоборот). Индивидуальная линия скорости и размеренности (индивидуальный темпоритм). Ритм как способ самовоздействия (ритмостимуляция).

Сценические функции темпоритма – создание правильного настроения и переживания. Внешний и внутренний темпоритм при изучении процесса создания сценического самочувствия.Видения, предлагаемые обстоятельства, задачи и действия. Акциональная (действенная) цепочка: жизнь – действие – движение – темп – ритм. Темпоритм мысли и воображения. Темпоритм – темперамент – характер. Внутренний «метроном» («всухую»). Оправдание темпоритма вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами. Интуитивный темпоритм (внутренний) и технический темпоритм (внешний, «дирижирование»). Заданный темпоритм (навязанный внешний ритм). Темпоритм в создании образов и «целых сцен».

Формы сценического темпоритма: Общий коллективный темпоритм. Индивидуальный темпоритм. Совмещение, одновременность (симультанность) нескольких разных темпоритмов – необходимое условие создания внутренней борьбы самых противоположных начал (внутренний конфликт). Ритм тела (движение). Ритм события (атмосфера). Ритм предлагаемых обстоятельств. Ритм ведущего предлагаемого обстоятельства события.

Психотехника темпоритма и темпоритм как психотехника актера. Темпоритм – прямой, непосредственный, иногда даже почти механический возбудитель эмоциональной памяти, а, следовательно, и самого внутреннего переживания. Подчинение, усиление, изменение темпоритма – основа психотехнического регулятора (саморегуляция). Ритм дыхания – верное дыхание в вымысле воображения (предлагаемые обстоятельства). Ритм воображения и воображение через ритм.

(Перспектива: Темпоритм сквозного действия и подтекста, две перспективы спектакля – артиста и роли. Темпоритмическое согласование. Темпоритмическое рассогласование.)

Упражнения: жить, ходить, вставать, оборачиваться, садиться, брать какую-нибудь вещь, поправлять костюм во всевозможных темпоритмах; градации темпоритмов; переключение темпоритмов; коробка скоростей; люди и темпоритмы; сложение темпоритмов; наблюдения в темпоритмах, оправдание движений в темпоритмах, ритм переживания (время), темп проживания (пространство), ритм мышления на заданную тему, изменения ритма мышления-переживания от внешнего задаваемого темпа (переключение длительности).

Упражнения на ритм дыхания (дзен): дышать как – необъезженный конь, поднимающийся в гору; тигр, готовящийся к прыжку; прислушиваясь; убегая; подглядывая; подкрадываясь.

Упражнения на заданную отвлеченную тему: тупик, лабиринт, засада, апокалипсис, энергия, рождение сверхновой звезды, черная дыра, спираль, вселенная и др.

Тема 12. Работа над этюдом

Начальные основы «этюдного метода».

Задачи этюда: подготовительный эскиз, разминка-тренинг восприятия – «видения тела», воображение ума, души. Этюд – сценический («простейший») организм существования. Самостоятельная работа над этюдом. Проблема «репетирования» этюда (обсуждение, отбор). «Одноразовость» этюда, его неповторимость. Спонтанность реакций «здесь и теперь».

Метод работы над этюдом: предварительный договор («оговаривание») этюдных обстоятельств, пространства (места), самочувствия (времени), физических действий (способа действия).

Условия этюда: плавный и органичный процесс перехода от упражнения к этюду как подготовка к творческому воплощению действенного задания в условиях элементарного драматургического вымысла (импульс – анализ ощущений – начальный ответ на вопрос «Что я развиваю данным конкретным упражнением?). «План» действенного воплощения замысла в органике поведения (логика, последовательность вымысла воображения).

Формы этюда: этюды индивидуальные и коллективные. Этюд – маленькое законченное по композиции сценическое произведение: начало – середина – конец. Этюды «на память физических действий», «на предметы», «на животных» – первая встреча с образом. «Цепочки физических действий и ощущений» взятых из художественных произведений («музыкальный этюд», «изобразительный этюд» – работа с картиной), «литературный этюд».

Содержание этюда: физическая и психическая характеристика «персонажа». Ассоциация – ключ к работе актера. Ассоциации из жизни предметов и животных. Подбор упражнений на «зерна животных». «Зерно» как «суть» в «манере» (М.О. Кнебель о внутреннем и внешнем).

Процесс работы над этюдом: Образ действия, образ предмета, образ животного. Бионика в поиске пластического решения. Поиск «природы физической мизансцены тела» (Немирович-Данченко). Поиск характера – типичное и конкретное, направленность стремлений, темперамент (реактивность). Концентрация «зерна» характера. Ситуация. Предлагаемые обстоятельства. Раскрытие физиологических, пластических и психологических особенностей. «Идти от себя», выразить себя через поступок, этюд. Игра и «перевоплощение», «остранение», «отстранение» и отчуждение. Поиск возможности существования, «жизни в зерне», в сюжете, взаимоотношениях, событиях, через которые выявляется характер.

РАЗДЕЛ II. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(«работа с Другим»)

Тема 1. Общение

Процесс общения: Направленность действия: «Для кого?» (для себя, для зрителя, для партнера). Внешнее и внутреннее общение – между собой и каждого с самим собою. Процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей. Общение своими собственными переживаемыми чувствами. Подтекст – что передавать и чем общаться. Реальность взаимного общения. Непрерывность общения и процессы чередования восприятия и отдачи. «Молчаливое» общение, «договор глазами». Без участия всех элементов творческой природы не может быть общения – внутреннее и внешнее действие, видения, направленное внимание, логика и последовательность, ощущение правды, вера, состояние «я есмь», эмоциональные воспоминания и т.д. Изучение «техники» общения и «чувство ситуации» в конкретных условиях.

Сценическое общение с объектом – максимальная интенсивность восприятий и реакций. Стадии общения: 1) момент входа – ориентирование и выбор объекта; 2) момент подхода – привлечение на себя внимания с помощью действий, резко бросающихся в глаза; 3) момент зондирования души объекта; 4) момент передачи своих видений объекту; 5) момент отклика объекта и обоюдный обмен.

Упражнения: подарок, лови кастрюлю, качели, тень, сиамские близнецы, зеркало, клубок ниток, пилим дрова, на скамейке, через окно и др.

Тема 2. Формы общения

Самообщение – монолог самооблегчения душевного состояния (возмущение, взволнованность). Центры общения (ум – голова, чувство – солнечное сплетение). Общение с отсутствующим, воображаемым, ирреальным, несуществующим объектом. Магическое «если бы». Общение со зрителем. Косвенное общение («внутренний аппарт») через партнера. Душевная акустика зрительского общения. Общение ремесленное – прямое общение в зал, минуя партнера. Общение с партнером.

Деловые взаимоотношения в борьбе. Предмет борьбы. Разновидности позиционных наступлений. Соотношение интересов – дружественность и враждебность. Соотношение сил: возможности, интересы, инициативность (П.М. Ершов).

Средства общения: Физическое действие и пластические средства выражения – логика жеста, интонация жеста («пантомимическое общение»). Словесное действие как специфическая форма физического действия («звук»). Словесное общение – «сигнализация речью». Речь жестов и речь звуков. Диалог и монолог, как диалог с самим собой.

Тема 3. Приспособление

Приспособление – прием и психотехника общения. Способ преодоления препятствий и противодействий (контрдействие) на пути к цели. Внутренние и внешние ухищрения проникновения в чужую душу. Качества приспособлений взаимозависимы с качествами и свойствами препятствий, отсюда – гибкость, пластичность, емкость, оригинальность, яркость, дерзость, тонкость, изящество, вкус. Прямолинейные («напролом») и сложные приспособления. Перестройка сложного ряда приспособлений. Приспособление как собственная индивидуально уникальная реакция (закон создания характера) на предлагаемые обстоятельства. Два момента приспособлений: 1) выбор приспособления, 2) выполнение его.

Сознательные и полусознательные приспособления. Штампы. Подсказ сознательных приспособлений со стороны (режиссерский подсказ) и их внутреннее оправдание (обоснование). Умение присваивать чужие приспособления (подсказы).

Подсознательные приспособления как неожиданный прием максимального воздействия – неожиданность, смелость, дерзость (экспромт). Технические приемы зарождения и вскрывания приспособлений (манкость, краски и оттенки состояний, контрасты и неожиданности). Приспособления и тренированность аппарата воплощения – выразительные средства при общении.

Упражнения: парное оправдание поз, перехват, горный серпантин, пристройка, перемена отношений и др.

Тема 4. Взаимодействие и взаимоотношение партнеров

Сценическое общение – сцепка, хватка при участии всего внутреннего аппарата актера. Заставить партнера поверить правде чувствования и общения. Слушать – слышать, смотреть – видеть («вцепляться зубами»). Линия общения – линия приспособления – линия объекта и внимания – линия воспоминаний и переживаний по частям, по кускам и задачам. Выработка силы и продолжительности «хватки». Два психофизических типа взаимодействия: наступательный («заражение») и оборонительный (сочувствие) рефлексы (В.Н. Соловьев).

Воздействие: задачи, предмет и тема борьбы. Внешние проявления воздействия: «мускульная мобилизация», повышение голоса (интонации убеждения), «укрупнение речи», «уярчение лепки фразы», пластическая рельефность (позиционная активность). Ритм возбуждения и торможения в процессе воздействия.

Взаимовосприятие: формирование «образа человек-партнер»; чувство партнера – лучеиспускание и лучевосприятие (излучение и влучение) в моменты наивысших психических проявлений – прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу, из глаз – в глаза. Внутренняя сцепка подводных течений, невидимой связи между объектами. Токи внутреннего общения. Угадывание по внешним признакам его «внутреннего состояния», его намерений, отношений, характера, индивидуальных особенностей. Перехват мыслей у партнера. Поведение партнеров как непрерывная действенная взаимосвязь.

Сосуществование: взаимное соответствие одинаковым предлагаемым обстоятельствам места, времени и характера поведения. Общность задач. Процессуальность «неожиданной встречи» партнеров – ее ожидание, подготовка к ней, узнавание, взаимодействие и характер поведения в зависимости от значения встречи. Внимание к «случайностям» общения.

Упражнения: перетягивание каната, словесное воздействие, в эфире, очередь, переговорный пункт и др.

Упражнения на тему «Встреча»: узнавание – неузнавание – ошибка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: