Ю.В. Тихонравов

- его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем. Босс говорит о человеческом пребывании в мире, подчеркивая нераздельность бытия-в-мире.

Бытие-в-мире залечивает разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения не утверждает, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним. Это означало бы, что люди и среда - две отдельности. Человек и мир - это и не два полюса, как в биосфере у Ангъяла. Любопытно, что Босс в последних работах стал вводить дефис в выражение "Dasein", возможно, чтобы подчеркнуть, что "Da" означает не просто "там", а "именно там".

В открытости человека бытие получает возможность проявить себя, но сама эта открытость возможна лишь благодаря тому, что бытие открывается человеку. Это учение, восходящее к феноменологии Гуссерля, но истолкованное в духе позднего Хайдеггера. Единство человека и мира понимается теперь как их мистическое слияние. Человек более не конституирует сущее, а служит получателем "послания" бытия, да и сам он "послан" в мир, чтобы бытие могло "открыть" себя. Человеку нужно освободиться от всех предзаданных интерпретаций, вслушиваться в "язык бытия", позволяя тем самым говорить самому бытию.

Правда, несмотря на то, что Босс настойчиво повторяет эти положения Хайдеггера, происходит неуклонный отход от фундаментальных положений хаидеггеровскои онтологии. Хаидеггер вполне может рассуждать не о конкретном человеке, а о бытии, совершенно отличном от мира сущего (онтического). Босс же, будучи более психиатром, нежели философом, должен иметь дело с конкретными людьми и говорить именно о человеке, о его отношениях с окружающим миром и другими людьми.

Цель экзистенциальной психологии, как указывает Босс, - проявить связную структуру человеческого существа: "Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности"199. Главную задачу экзистенциального анализа Босс видит в излечении от неврозов и психозов посредством преодоления всех предвзятых понятий и "субъективистских" интерпретаций, заслонивших бытие от человека. Необходимо, по его словам, постигнуть "непосредственно данные

'"'BossM. Psychoanalysis and Daseinanalysis.-N.Y.: Basic Books, 1963.-P.265.

= 126


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: