Изучая понятия «лица» (существа, способного иметь права) и правоспособности (способности лица быть носителем прав), студенты должны уяснить, что правоспособность в древнем Риме признавалась не за всеми членами общества. Были лица, обладавшие полной правоспособностью, и ограниченно правоспособные. Всё зависело от изменений в одном из трёх статусов (свободы, гражданства, семейного состояния), из которых складывалась полная правоспособность.
При изучении правового положения римских граждан необходимо обратить внимание на то, что правовое положение граждан характеризовалось правоспособностью и дееспособностью (способностью лица приобретать права или совершать действия). Здесь необходимо выяснить содержание правоспособности и ограничения дееспособности римских граждан. Надлежит также рассмотреть правовое положение латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников и колонов.
Следует иметь в виду, что хотя понятие юридического лица в Риме не фигурировало, римским правом регламентировались вопросы, связанные с возникновением и прекращением юридических лиц, правовым положением их имущества и т.д. Эти вопросы должны стать предметом детального рассмотрения.
|
|
Тема 5. Семейное право
Изучение семейных правоотношений следует начинать с уяснения сущности семьи, а также агнатского и когнатского родства. Необходимо также выяснить все вопросы, связанные с браком в узком смысле этого слова (понятие и формы брака, способы его заключения и прекращения).
При характеристике личных и имущественных отношений между супругами студенты должны сравнить объём личных и имущественных прав жены при заключении брака с мужской властью и брака с ограниченной властью мужа. Здесь же необходимо выяснить, как римское право закрепляло права супругов на такой вид имущества, как приданое и предбрачный дар.
Характеристика отцовской власти предполагает выяснение таких вопросов, как возникновение и прекращение отцовской власти и правовое положение детей.