Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существует два вида свойств: количественные и качественные.
2. Измерение применимо к обоим видам, но количественные свойства допускают измерение «более высокого уровня», чем качественные.
3. «Уровень» измерения свойства зависит от характеристик последнего- транзитивности, симметричности, аддитивности, что определяет шкалу измерений, которая может быть использована.
Шкалы измерения.
Термин «шкала измерений» является очень важным для понимания теории измерений и нахождения той области, в пределах которой могут быть количественно определены различные характеристики. По мнению Стивенса, которого называют «отцом современной теории измерений», существуют четыре различные шкалы измерений (см. табл.2.4.1.):
I) наименовании, 2) порядковая, 3) интервальная и 4) отношений.
Две первых позволяют получить лишь номера, а две последних позволяют получить числа, что представляет собой существенно более высокую степень измерения.
Таблица 2.1.
Шкалы измерения.
Название шкалы | Отличия | Тип преобразования | Типичные примеры |
Наименований или номинальная | отсутствует порядок | определение равенства: х = у или х ¹ у | классификация |
Порядковая | отсутствует единица измерения | определение неравенства: х > у или х < у | предпочтение, ранг |
Интервальная | произвольное начало отсчета, единица принимается постоянной | равенство интервалов: (х - у) = (м - n) (х - у) ¹ (м - n) | шкала Цельсия |
Отношений | Существует абсолютный ноль, единица постоянна | равенство отношений (х/у) = (м/n) (х/у) ¹ (м/n) | длина, вес, работа, шкала Кельвина |
Комбинация типов преобразования, которая находится в третьем столбце таблицы, указывает на то, что число шкал не может быть больше четырех.
Последовательность измерения.
Чтобы построить шкалу нужно выполнить ряд последовательных действий:
· определить свойства или признаки свойств, которые непосредственно измеряются (их может быть один или больше);
· прошкалировать каждый признак (самым простым примером шкалирования является разбиение его на две части - низкая степень и высокая степень);
· назначить номера классам и содержательно охарактеризовать класс, а затем приписать классам числа.
Пример шкалирования (разработки шкалы) приведен ниже в табл. 2.4.2., в котором используется постепенный переход от слабых (строки 1-3) к более сильным шкалам (строки 4 и 5).
Таблица 2.2.