Парадигмы «врач/пациент». Авторы полагают, что для достижения оптимального клинического результата при использовании манипуляторного лечения усилия врача должны направляться философией, принимающей в качестве первостепенных следующие ценности:
1. Пациент является равно полномочным лицом, а не пассивным реципиентом лечебных процедур.
2. Понимание механизмов здоровья предпочтительнее идентификации сущности заболевания.
3. Интегральный диагностический анализ функциональных взаимосвязей у пациента как единого целого, предпочтительнее идентификации изолированных патологических частей (органов или систем) в его организме.
Одним из важных вопросов отношений «врач/пациент» является сила и автономность. Полномочность пациента является основным догматом остеопатической философии. Один из мощных психологических эффектов, возникающий при лечении ТЭМ основан на том, что пациент понимает – он использует собственные мышцы для совместного с врачом лечебного усилия. Это помогает усилить его автономность и ответственность в области коррекционной или профилактической заботы о себе самом. Хорошо известно, что податливость пациента возрастает, если он является активным участником диагностических и лечебных мероприятий. Многие пациенты научились делать дома упражнения для самостоятельного лечения, основанные на принципах ТЭМ.
|
|
Это остеопатическое пристрастие можно выразить как часть системы ценностей, рассматривающей мобилизацию внутренних ресурсов пациента для улучшения здоровья, как более важную, чем доверие к внешним ресурсам системы здравоохранения. Иногда об этом говорят как о пациент-фокусированном аспекте остеопатической философии. Вера пациента в собственные силы и возможность самостоятельного излечения может привести врача, самое малое, к осторожной предусмотрительности относительно активного вмешательства, особенно, если риск такого вмешательства является неприемлемо высоким. В лучшем же случае, если распознано некоторое излечимое манипуляторными методами состояние, осуществлять вмешательство так, чтобы лечение и коррекция повысили направленные на самостоятельное излечение силы пациента.
Здоровье, болезнь и холизм. Философская ориентация «здоровье против болезни» и «интегральный функциональный анализ против дробления патологии» также имеет смысл в контексте пациент-фокусированной философии. Пациент является целостным организмом, и лечить его надо именно как единое целое, а не как набор органов и частей, независимых друг от друга. Если определять здоровье как возможность оптимально реагировать на стресс, то легче понимать важность холизма на уровне организма, то есть такой системы взглядов, в соответствии с которой все части тела человека интегрированы и, таким образом, взаимосвязано реагируют на внешние и внутренние стрессовые воздействия. Важными интеграторами, «первичными инструментами жизни» являются нервная и кровеносная системы, к таковым же относится и скелетно-мышечная система. Понимание таких интегральных механизмов здоровья необходимо для более рациональной медицинской практики.
|
|
Если при ведении больного слишком сильный акцент делается на симптоматический контроль, могут возникать различного рода проблемы. Отражение момента ведет к пониманию того, что симптомы вызываются не заболеванием, а реакцией тела на болезнь. Это не менее справедливо в отношении патологий или дисфункций нервно-мышечно-скелетной системы. Например, если практикующий врач лечит ту часть, в которой пациент испытывает болевые ощущения, то в большинстве случаев он будет лечить совершенно не то. Ранее мы уже говорили о том, что боль, проявляющаяся в скелетно-мышечной системе, почти всегда развивается и сохраняется в структурах, максимально перегруженных адаптацией к дисфункции. Таким образом, если врач сосредоточивает манипуляторное лечение в зоне болевых ощущений, он, как правило, столкнется с адаптацией, но не с самой дисфункцией.
Автоматический характер таких адаптивных механизмов хорошо виден на примерах двигательной системы. Принцип «пути наименьшего сопротивления» Стейдлера говорит о способе, при помощи которого тело адаптируется к функциональному нарушению как о «быстрейшем решении проблемы». Обычно такой способ стимулирует такие двигательные функции, которые заставляют находящиеся в нормальном состоянии части тела функционировать в совершенно аномальном режиме. Это обнаруживает серьезный изъян в так называемой «мудрости тела»: оно не способно предвидеть, и его быстрые решения, позволявшие пережить какой-то момент хотя бы в доисторические времена, в дальнейшем становятся причинами состояний, которые часто являются болезненными и, в конечном счете, не адаптивными.
Определение метода, последовательности, частоты и дозировки манипуляторного лечения (по сути – лечения в целом) должно основываться на точном анализе соматических дисфункций пациента и адаптивных механизмов, ими порожденных. Лечение, ориентированное на симптом (боль) или болезнь, рискованно и зачастую неэффективно. Наличие соматической дисфункции является единственным показанием для мануальной терапии (Neumann, 1989). Холистический подход требует обследования и анализа всех частей организма до того, как будет сформулирован всеобъемлющий план лечения.
Выбор соответствующей манипуляторной модальности должен быть основан на диагнозе и особых навыках терапевта. В рамках парадигмы ТЭМ выбор техники исходит из описания подвижности конкретных суставов во всех плоскостях, различий между вероятными механизмами ограничений и определения степени остроты или хронического состояния дисфункции.