Роль исследований в коммуникационном менеджменте

Исследование и анализ играют важную роль в сфере коммуникационных практик по ряду причин. Во-первых, без анализа немыслим процесс планирования кампаний: нельзя определить, в каком русле должна развиваться организации, не зная, в какой точке она находится на данный момент. Во-вторых, благодаря анализу можно определить степень эффективности связей с общественностью той или иной организации. Это особенно важно для того, чтобы продемонстрировать необходимость управления коммуникациями в бизнесе и оправдать затраченные на это средства. Именно исследования и анализ помогают практикующим специалистам по связям с общественностью учиться на своих ошибках и улучшать коммуникационную технику.

Кроме того, систематический анализ коммуникационной практики является источником ценных данных для теоретических аспектов дисциплины. В этом случае ученые имеют возможность выявить текущее состояние связей с общественностью в отдельно взятой компании, организации или стране и провести компаративный (сравнительный) анализ, а также соотнести эти характеристики с нормативной или идеальной моделью коммуникаций.

Академические исследования направлены на создание и коррекцию подобных моделей, описывающих и анализирующих тенденции в современных коммуникативных практиках и предписывающих определенные схемы действий в рамках коммуникации организации с публиками. Наиболее ценная информация в этом плане аккумулируется в солидных европейских и американских научных периодических изданиях (Journal of Public Relations Research, Public Relations Review и т.д.), а также в диссертациях на соискание научной степени.

Первостепенная цель исследования – вносить вклад в существующие знания в сфере отношений с публиками, даже если это исследование не способствует напрямую развитию практики. Другая цель – как раз находить ответы на вопросы, возникающие в сфере практических связей с общественностью или заданные клиентами. Как основные, так и прикладные исследования относятся к научной сфере и не включают псевдонаучные исследовательские практики, активно использующиеся в профессиональной области (составление и обращение к инструкциям типа «Десять шагов к эффективным связям с общественностью» или проведение несистематических, бесцельных опросов или интервью и т.д.).

В условиях современной науки рефлексивная «вооруженность» стала практической потребностью каждого ученого. Особенно актуальным это представляется применительно к развитию относительно молодой социально-гуманитарной мысли, воплощенной в комплексе независимых наук, которым еще предстоит совершенствование собственной методологической базы. Кроме того, что коммуникация относится к социально-гуманитарной сфере, эта область охватывает несколько традиционных дисциплин: социологию, политологию, лингвистику, конфликтологию, экономику и т.д. Определение границ применения исследований в сфере коммуникации и обоснование различного рода экстраполяций являются одной из задач методологического исследования. Ее решение позволяет выйти в широкий контекст социокультурного анализа развития научного знания.

В связях с общественностью используются как методы, характерные для всех бизнес-исследований, так и собственно коммуникационные. К первым относятся разнообразные социологические, психологические методы, заимствованные из маркетинга и менеджмента, технологии конкурентного анализа и мониторинга среды и т.д. Собственно коммуникационные включают четыре основных вида исследования:

* Сканирование среды предполагает исследование тенденций развития общества и общественного мнения, изучение повестки СМИ, анализ коммуникаций конкурентов.

* PR-аудит оценивает эффективность деятельности коммуникационного отдела компании.

* Коммуникационный аудит является производным от предыдущего типа и анализирует соответствие всех компонентов коммуникационной программы стратегии.

* Социальный аудит измеряет социальную деятельность организации.

Эти сферы являются прерогативой специалиста по коммуникациям. Они включаются в общую аналитическую деятельность компании и способствуют оценке эффективности управления коммуникациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: