Объективные причины невнимания:
- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.
- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.
- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.
- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.
- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.
Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.
|
|
Приемы привлечения внимания
Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:
- быть содержательным и вызывать интерес;
- пробуждать творческие способности слушателей;
- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;
- соответствовать теме, месту и аудитории;
- содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;
- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;
- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;
- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;
- излагаться живым, образным языком.
Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:
- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;
- использование новой, неожиданной информации;
- провокация;
- делегирование возможностей принимать решения;
- апелляция к авторитету;
- введение элементов драматургии и переживания;
- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);
- юмор;
- гипербола;
- контраст, парадокс;
- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;
|
|
- персонификация.
Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.
Техника эффективного слушания
Причины непродуктивного слушания:
1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».
2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.
3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)
4.Психологические факторы:
- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;
- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;
- неверие в то, что услышишь что-то новое;
- нетерпение.
5.Отрицательные привычки:
- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;
- быстрый отказ от усилий слушать;
- привычка слушать, не глядя на человека;
- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;
- неумение сдерживать отрицательные эмоции;
- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;
- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;
- нетерпение, привычка перебивать.
Правила слушания:
1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.
2.Дайте собеседнику время высказаться.
3.Не монополизируйте разговор.
4.Старайтесь не терять тему разговора.
5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.
6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.
7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.
8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.
9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.