Занятие 5. Влияние сказок на психическое здоровье ребёнка

Каждый ребенок с рождения нуждается в общении, в получении информации об окружающем мире (М.В.Осорина). В этом ему помогают взрослые. Они вводят ребенка в мир материальной культуры и родного языка, помогают ему организовать и осознать его непосредственный личный опыт (направляющие воздействия, система запретов и поощрений). Кроме того, воспитатели используют специальные «моделирующие» тексты, в которых ребенку в образной и доступной форме дается смысловая схема пространства мира. В этом плане особый интерес для психолога представляют сказки.

А.В. Запорожец говорит, что «большая и положительная роль, которую может играть слушание сказки в психическом развитии ребенка, требует для своей реализации большого педагогического такта и умения.» Он говорит о том, что именно «правильный подбор сказок в соответствии с возрастом ребенка, художественной ценностью произведения и его идейным содержанием, мастерство рассказывания сказки и, наконец, организация последующей деятельности ребенка - беседа по поводу прослушанного, пересказ, разыгрывание сюжета сказки в драматизированных играх и изображение в рисунках, - все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубже пережить содержание художественного произведения».

Поскольку вся поступающая к ребенку информация еще в основном нова, он не может еще отнестись к ней правильно, с учетом всех понятий нравственности. Взрослые должны помочь ему в этом, оградить его от какой-то доли лже-идеалов и научить его размышлять о полученной информации, а не принимать все бездумно.

Б.М. Теплов справедливо отмечал, что «воспитательное значение произведений искусства в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, прочитывая в течение своей жизни великое множество сказок, ребенок приобретает значительное количество предписаний для дальнейшей жизни. Они откладываются у него в качестве схем поведения в различных ситуациях, другими словами под влиянием сказочных сюжетов происходит становление жизненных сценариев ребенка. Понятие жизненных сценариев в психологии впервые было введено Э. Берном. Он дает следующее определение жизненного сценария человека: «...это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... в раннем детстве, в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».

Большинство людей, пишет Э. Берн, подсознательно имеют свой жизненный сценарий, но он не является чем-то незыблемым, это лишь импульс, стереотип. Он определенным образом влияет на поведение человека и иногда приводит к неблагоприятным для него результатам, которых можно было избежать. Человек способен самостоятельно избавиться от такого сценария.

Каждый человек воспринимает мир субъективно, живет согласно своим фантазиям и моделям. Многие жизненные поступки могут управляться именно такой моделью. Сказочная модель имеет преимущество - познается ребенком раньше большинства других. Сказочные сценарии, повторяя друг друга поступают к ребенку в большом количестве в исключительно нежном возрасте, сопровождая его все то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение. А по Берну, они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария.

О возможности использования сказок для решения сложных проблем внутреннего мира ребенка говорит опытный сказкотерапевт Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (3,с.22): «сказки создаются вовсе не для процесса психоконсультирования, но тем не менее, успешно ему служат. Многие родители спрашивают: «Почему ребенок уже сотый раз просит читать меня ему одну и ту же сказку?! Уже ведь наизусть ее знает!». Объясняется это тем, что слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

Дети любят слушать одни и те же сказки, пишет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, так как определенная история разворачивает для бессознательного «Я» ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Таким образом, сказки играют весьма значительную роль не только в становлении жизненных сценариев человека, но и оказывают большое влияние на формирование Я-концепции и ценностно-смысловой сферы ребенка. Это непременно должно быть учтено при отборе сказок для домашнего и школьного чтения для того, чтобы исключить появление отрицательных жизненных сценариев, негативной Я-концепции и целенаправленно формировать ценностно-смысловую сферу ребенка.

В работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнсевой указывается направленность каждого вида сказок. Так, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт, так как дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешений конфликтных ситуаций, формируют позицию здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Страшные сказки (про нечистую силу) скорее несут в себе опыт детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки наиболее увлекательны для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Они помогают человеку осознать свои переживания. Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). Но авторы вовсе не виновны в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят.

Итак, соглашаясь с Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, мы понимаем, что специально отобранные сказки при условиях целенаправленной и систематической работы с ними, могут оказать влияние на формирование положительных жизненных сценариев.

Для того чтобы понять чем руководствоваться при отборе сказок, можно

использовать теорию личности и иерархию потребностей А. Маслоу, и

ключевую идею о самоактуализации. Под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному использованию своих талантов, способностей, возможностей в процессе социальной самореализации. Поскольку каждый человек стремится к этому в своей жизни, в сюжете сказки способствующей личностному росту должно быть заложено стремление героев к самоактуализации. А. Маслоу создал концепцию мотивации как иерархии потребностей, согласно которой все потребности являются врожденными и могут быть расположены в порядке их очередности:

физиологические потребности;

потребности безопасности и защиты;

потребности принадлежности и любви;

потребности самоуважения;

потребности в знаниях;

эстетические потребности;

потребности самоактуализации, личностного совершенствования.

При анализе сказок, соответственно стоит отбирать те, что ориентированы на

высшие потребности.

Приведем пример сказок, которые полезны для формирования положительных жизненных сценариев.

Такая сказка как «Старик Хоттабыч» (Л.И. Лапша) обладает рядом преимуществ ней ярко

выражены познавательные потребности Хоттабыча, вырастающими даже до уровня самоактуализации, она показывает живое чувство юмора, верную крепкую дружбу, терпимое отношение к недостаткам других людей, неутомимое стремление стать лучше.

«Карлик Нос» (В. Гауфа) был горделивым, высокомерным и неуважительно относящимся даже к пожилым людям. Но жизнь ставит его в условия, когда все его негативные качества сменяются нужными положительными. Причем ценна именно переоценка качеств главного героя, замена их на достойные. Сказка показывает потребности в привязанности, крепкой дружбе, взаимопомощи, достижении успеха трудом (когда Карлик Нос становится королевским поваром).

Таким образом, подходя осмысленно к отбору сказок для чтения детьми, можно

воздействовать на формирование правильной системы ценностей у детей, а в конечном итоге

и на формирование положительного жизненного сценария.

Литература:

-Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди,

которые играют в игры. Психология человеческой судьбы, - М.:Прогресс,1998.-400с.

-Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы.- СПб.: Знание, 1999.-325с.

-Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в

сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. - 144с.

-Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб: ООО «Речь»,2001.-310с.

-Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-288С.

-Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-160с.

-Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2ОО2.-168с.

-Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. Сб. - М.:

«Олимп»; ООО Изд-во «АСТ-ЛТД»,1997.-400с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: