Самосознание, образ «Я», адекватные полу и возрасту, позитивное самоотношение, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка

Самосознание — это открытие своего собственного «Я» на социальном, личностном, экзистенциальном уровнях, это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором, творцом собственной биографии. Это событие (еамоосознание) происходит в возрасте около трёх лет, оно подготавливается предшествующей историей детства. Именно на этом рубеже ребенок из объекта забот становится субъектом собственной жизни. Самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание - интегральное образование личности, оно определяется развитием таких качеств как самостоятельность, креативность, произвольность и т.д.

Образ Я - система представлений ребёнка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я включает три компонента:

1)когнитивный компонент - знание своих качеств и способностей, образ собственной внешности;

2)эмоциональный компонент - самоотношение, самоуважение;

3)оценочный компонент - самооценка.

Самооценка - один из основных компонентов самосознания. Она в значительной степени определяет её активность, отношение к другим людям. Самооценки могут быть общие («я хороший») и частные («я хорошо рисую»).

На основе преобладающих самооценки, самоотношения и отношения к другим людям Э. Берн выделили четыре основных жизненных сценария личности, которые впервые «оформляются» к шести годам:

1. «Я» - хороший, «Все Они» - хорошие, жизнь - хороша» - сценарий «победителя»;

2. «Я» - плохой, «Они» - плохи, жизнь - плоха» - сценарий «побежденного»,
неудачника;

3. «Я» - хороший, но «Они» - плохие, жизнь - плоха» - сценарий «озлобленного
пессимиста»;

4. «Я» - плохой, а «Они» - хорошие — сценарий «комплекса неполноценности».
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые

проявляет человек в карьере, работе, браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной стороне своей жизни, могут быть позитивны или негативны.

Самоотношение может совпадать или не совпадать с самооценкой. Самооценка может быть адекватной или неадекватной, а неадекватная - заниженной или завышенной. Именно адекватная (или близкая к адекватной) самооценка и позитивное самоотношение (самопринятие) характеризуют психически здоровую личность.

Одной из основных задач воспитания является выработка у ребенка стремления к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Чем раньше ребенок осознает свои психологические особенности, тем раньше начинает у него проявляться особого рода забота - забота о формировании собственной личности, появляется потребность в самовоспитании, в деятельности, направленной на изменение своей личности. Мотивом этой деятельности может быть стремление достичь поставленной цели, желания не отстать от других и т. п. Самосознание - первый шаг к самовоспитанию (человек внимательно всматривается в себя, и то, что он увидел, ему не понравилось). Далее намечается программа самоулучшения, самоотчет, самопроверка, выводы, анализ... И так всю жизнь!

Психически здоровые дети стремятся к самопознанию, относятся к себе хорошо и, в то же время, стремятся к самосовершенствованию. Начальные формы самосовершенствования появляются уже в младшем школьном возрасте. При этом организует процесс самопознания и самовоспитания взрослый, прежде всего, - учитель.

Психически здоровые дети адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственного достоинства. Уважение к себе (в сочетании с уважением к другим людям) должно стать неотъемлемой частью самосознания ребенка.

По мнению А.Б. Добрович (1990), в младшем школьном возрасте у ребёнка, как правило, складывается определённая самооценка в отношении своих способностей и возможностей. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной компетентности, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности. Умелость ребёнка может проявляться в самых разных областях и носить разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. И.В. Дубровина (1994) считает, что умелость ребёнка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками, взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: