Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие

В содержание понятия «эмоциональная саморегуляция» в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое поведение в экстремальных ситуациях. Человек, который обладает способностью саморегуляции, имеет следующие установки и качества:

- верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в
сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно
ошибочно;

- способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и
сожаления в случае неодобрения со стороны других;

- способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и
вчерашнем дне;

- умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные
неудачи и трудности;

- умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других,
как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;

- относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту,
так и соглашаться с мнением других;

- умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
умение оказать сопротивление;

- способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы;

- способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая
работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

- чуткое отношение к чувствам других, соблюдение принятых социальных норм;

- умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их
недостатки.

Значение эмоционального благополучия для здоровья ребенка очень велико. Положительное эмоциональное состояние связано с удовлетворением потребностей, а эмоциональный дискомфорт - с депривацией, т.е. неудовлетворением потребностей.

Особенно важно, чтобы ученик шел в школу без страха наказания за ошибки, без ожидания угрозы со стороны взрослых или сверстников, иначе чрезмерная эмоциональная напряженность будет нарушать его деятельность. Ребенок остро переживает потери {смерть близкого человека, развод родителей), поэтому дети требуют особого внимания и поддержки педагога

Многие дети живут в напряженной атмосфере на только дома, но и в школе. Причем тревожное состояние передается от взрослых к детям. Неблагоприятные эмоциональные состояния могут явиться причиной возникновения детских неврозов.

Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений:

- биологические предпосылки (соматическая ослабленность, хронические заболевания,
наследственные особенности);

- психологические причины (особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка);

- социально-психологические факторы (негативное влияние среды, например, семьи).
Под неблагоприятным эмоциональным состоянием понимается ощущение

дискомфорта в тех или иных подсистемах или организма в целом, вызванное неполным удовлетворением потребностей человека. К неблагоприятным состояниям, негативно влияющим на развитие личности, относятся: агрессивность, пассивность, страхи, плаксивость (частый плач), повышенная тревожность, депрессия.

Фрустрация - психическое состояние внутреннего напряжения, досады, раздражительности. Это состояние возникает в условиях действия факторов, препятствующих нормальному осуществлению деятельности индивида, или в ситуации конфликта.

Дискомфорт - состояние рассогласования физиологических и психических функций. Особенно часто оно возникает при непривычных для человека условиях существования (невесомость, перегрузка, сенсорный «голод»).

Наконец, состояние напряженности (стресса) подразделяют на напряженность моторную, психическую и эмоциональную, причем последние две разновидности не дифференцируются.

Агрессивные проявления детей имеют как положительную, так и отрицательную оценку, агрессия может также быть защитной реакцией ребенка на неблагоприятные условия, иметь вербальные или невербальные формы проявления. Возникая в критической ситуации, эти проявления могут выполнять защитную функцию, иногда функцию выхода из ситуации (т.е. направлены на устранение преград, препятствий для достижения цели). В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи эмоциональной сферы ребенка показали, что периоды выраженной агрессивности, нарушающие гармоничные отношения ребенка с окружающими, в основном, совпадают с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов при нормальном аффективном развитии. В случае аффективных нарушений агрессия становится практически единственной формой поведения. Гнев как бы «выкристаллизовывается» и становится «надситуативным», постоянным состоянием. А.И. Баркан, выделяя источники агрессивности, также указывает на индивидуально-возрастные особенности ребенка и на социальные факторы среды. Так, если в три года агрессивность -скорее разновидность реакции протеста, то в пять-шесть лет - это уже специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими, что свидетельствует о нарушении социальных контактов.

Тревожность определяется как отрицательное переживание беспокойства и ожидание неблагополучия. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей. Состояние тревожности проявляется и в ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, мнительностью, впечатлительностью.

Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность постепенно становится устойчивым личностным образованием, сохраняющемся на протяжении достаточно длительного времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Тревога как состояние оказывает, в основном, отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. На протяжении всего школьного возраста воздействие тревоги на деятельность опосредствуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферы класса. A.M. Прихожан считает, что влияние тревожности на деятельность как свойства личности усиливается с возрастом.

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу «хорошего ученика».

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязни школы, нежелании посещать её.

Школьная тревожность, «школьный невроз» - это сравнительно легкая степень проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.д. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Следует согласиться с Б.И. Кочубеем и Е.В. Новиковой (1978), что тревожность, в том числе - школьная, является одним из предвестников неврозов и что работа по её преодолению - это и работа по профилактике неврозов.

Страх, в отличие от тревожности, - это «эмоционально заостренное в сознании человека переживание конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Страхи могут быть возрастными, а также - носить невротический характер.

Показателями неблагоприятного эмоционального состояния также являются патологические привычки: сосание пальца, грызение ногтей, онанизм, в также -«застревание» на каких-либо действиях (раскачивание на стуле), которые замещают нереализованные эмоциональные потребности ребенка. Сигналом эмоционального неблагополучия могут стать нарушения сна детей, тики.

Неблагоприятные эмоциональные состояния, носящие устойчивый характер, постепенно переходят в неврозы (нервно-психическое заболевание), подразумевающие определенное своеобразие формирующейся личности, её дисгармоничность.

Детский невроз страха - это, прежде всего незрелость ребёнка, отсутствие жизненного опыта, неразвитость механизмов самоуспокоения. Страх - это всегда задержка ребёнка в прожитом детстве.

Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В психологии выделено 29 страхов, которые может испытывать ребёнок от рождения до достижения 16-18 лет.

Следует обратить внимание на следующие «кризисные» возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет.

Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников -другие, более взрослые, социальные: опоздать в школу, смерть родителей. Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребёнок к 16-18 годам не должен испытывать подобных страхов.

Например, для восьмилетних мальчиков количество страхов в норме должно быть 6, для девочек того же возраста - 9. Если количество страхов превышает данные показатели, то это может служить признаком детского невроза страха. О детском неврозе страха можно говорить, если ребенок называет другие страхи, нежели чем те, которые приведены в таблице.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:

· навязчивые страхи;

· бредовые страхи;

· сверхценные страхи.

К навязчивым страхам относятся:

· гибсофобия (боязнь высоты);

· клаустрофобия (боязнь закрытых помещений);

· алфафобия (боязнь открытых пространств);

· ситофобия (боязнь принимать пищу).

Навязчивые страхи (их очень много) ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребёнок боится ночного горшка, отказывается принять ту или иную пищу, завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьёзные отклонения в психике ребёнка, могут быть началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов, т.к, это самая тяжёлая форма страха.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (с идеями «фикс») называют сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок уже не может думать. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются самыми распространёнными, именно с ними 90% всех случаев сталкиваются практические психологи. На этих страхах дети часто застревают, и вытащить их из собственных фантазий бывает очень сложно.

Самым распространённым является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7 летних дошкольников, а у детей более старшего возраста они проявляются не напрямую, а опосредованно через другие страхи. Ребёнок понимает, что смерть вот так «вдруг» вряд ли наступит и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельством, которые могут её повлечь. Ведь когда может случиться что-то неожиданное и ему никто не сможет помочь, он может умереть. К опосредованному страху смерти можно отнести страх темноты (в которой детское воображение посещают ужасные ведьмы, призраки), сказочных персонажей, а также страх потери, нахождения, воды, огня, боли, резких звуков.

Страх, как и другие эмоции, выполняет определенные функции в жизни человека. Несмотря на то, что страх может стать «тормозом» психического развития при определенных условиях, он позволяет ребенку и взрослому ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Участвуя в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение, страхи выполняют защитную функцию. Регулируя деятельность, они уводят человека от опасности, возможности получения травм и т.д. Страх является своеобразным средством познания окружающей действительности, и через более критичное, избирательное отношение к ней помогает строить поведение человека, таким образом, выполняя определённую социализирующую функцию.

Помимо неврозов различают невротические реакции - относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность, заторможенность, страхи, ухудшающие настроение и сон, состояние подавленности, заостренные переживания в связи с наличием заболевания или физического дефекта и т.д.

Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного психологического и педагогического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживания детей, что невозможно без способности учителей, родителей к анализу и самокритике.

При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета учителей, родителей, взаимопонимания в семье, невротические реакции купируются достаточно быстро. Если же! они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться, а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состояние и невроз как нервно-психическое заболевание, подразумевающее определенное своеобразие формирующейся личности. В этом случае уже требуется профессиональная психологическая и (или) психотерапевтическая помощь.

При сочетании невротических реакций и неврозов с акцентом на последнее можно говорить о наличии следующих проявлений: повышенная возбудимость, нервность, неустойчивое, легко меняющееся настроение, обостренная эмоциональная чувствительность и впечатлительность, ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться, плаксивость, неспособность защитить себя, боязливость, пугливость, неуверенность в себе. Неврозы часто выражаются в беспокойстве. Подобные нарушения проявляются не постоянно, а, в основном, там, где обстановка наиболее травмирующе действует на ребенка. Это может быть семья, детский сад, школа и т.д.

Можно выделить общие черты, присущие детям-невротикам, являющиеся следствием сочетания врожденных и средовых неблагоприятных факторов.

Эмоциональность.

Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет «сухости», излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возраста интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или себе, за всех переживают или. другими словами, все близко принимают к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.

Впечат л ительность.

Она близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность.

Она означает склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: «Все держит в себе», «Не склонен делиться переживаниями с окружающими», «Выражает радость не бурно, а светится изнутри». Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно сильных переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Внутренняя неустойчивость.

Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости могут быть: а) со стороны нервной системы - факторы нервной конституции, дизонтогенеза невропатии и церебрально-органической недостаточности; б) трудносовместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства «я»; д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязательности) компонентами психики (к примеру, ребенок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойство); е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) наличие трудносовместимых. противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми ребенок не может справиться, в том числе, это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего - с матерью.

Склонность к беспокойству, волнению.

Она обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной для ребенка ситуации; г) блокированием его потребностей, интересов, влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти понимание и признание со стороны окружающих; е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.

Беззащитность.

Беззащитность или незащищенность проявляется, главным образом, в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи», ответить на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, бесхитростный, прямодушный, доверчивый. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать ему решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно. Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, в последствии заболевающих неврозами.

Выраженность чувства «Я».

Эта особенность заключается, прежде всего, в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их крайне трудно заставить попросить прощения: внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой, насколько это возможно. Мальчик четырех лет выразил это следующим образом: «Я не буду ни военным, ни летчиком - я хочу быть таким, какой я есть».

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению и развитию неврозов расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды.

У детей с нервно-психическими расстройствами встречается заикание как следствие нарушения нормального психического состояния. Заикание - функциональное нарушение речи, внешне выражающееся в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах.

Течение заикания может быть постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях.

Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем - в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Усиливаясь с годами, недостаток речи начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях.

Перечисленные отклонения в поведении - лишь «видимая часть айсберга» и только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление со всей историей его жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно-психическом состоянии.

Важнейшим условием психического, эмоционального благополучия является способность человека справляться со стрессами. В младшем школьном возрасте ребёнок ещё не может сам справиться с негативными эмоциональными состояниями и в этом ему должны помочь старшие. Предлагаем некоторые рекомендации для педагогов, родителей, которые дают К.Байер и Л. Шейнберг (1997):

I.Научитесь по-новому смотреть на жизнь. Борьба со стрессом начинается с усвоения идеи о том, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Вы не должны больше позволять другим людям определять, быть вам или не быть счастливыми. Не в вашей власти повлиять на чье-то поведение, кроме собственного, а ваше эмоциональное благополучие слишком дорого вам, чтобы доверять его посторонним. Вы должны достигнуть такой степени эмоционального благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день вашей жизни.

2. Будьте оптимистом. Это совершенно необходимо для успешной борьбы со стрессом. Запомните, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Почти любая жизненная ситуация может либо провоцировать, либо не провоцировать стресс в зависимости от ее интерпретации вами. Пессимизм гарантирует высокий уровень стресса. Люди, привыкшие так относиться к жизни, должны перестроиться. Очень полезен для этого следующий простой прием: как только вы поймали себя на мрачной мысли, переключитесь на что-то хорошее. В коште концов, вы почти автоматически начнете видеть жизнь в более светлых тонах.

3. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Это превосходный способ
снять напряжение. Упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое
состояние, но и на психику. Даже три 20-минутных занятия аэробикой в неделю могут сильно
уменьшить стресс. Ежедневные упражнения на растяжку обеспечивают расслабление,
увеличивают гибкость и улучшают осанку. Старайтесь вести активный образ жизни и
поддерживать хорошую физическую форму.

4. Стремитесь к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость,
склонность к беспорядку и проволочкам могут казаться очень расслабляющими, но на самом
деле они вызывают стресс. Ставьте себе близкие, промежуточные и долгосрочные цели.
Каждое утро составляйте список дел, которые вы хотите или должны выполнить в этот день.
Классифицируйте их по важности на группы Л. Б и В. Позаботьтесь сначала о выполнении
наиболее срочных дел. Реально смотрите на вещи: не ждите от себя слишком многого. Может
быть, что-то из намеченною вообще не нужно делать.

5. Учитесь говорить НЕТ. Некоторые люди берут на себя в жизни слишком много.
Это грозит не только сильным стрессом, но и тем, что какие-то важные дела вы либо сделаете
плохо, либо вообще не сделаете. Уясните себе границы ваших возможностей и проявляйте
твердость. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не хотите его делать, не
делайте. Учитесь, твердо говорить «нет». Попробуйте, например, такой вариант: «Мне
лестно, что вы просите меня об этом, но, к сожалению, я слишком загружен...»

6.Учитесь радоваться.жизни. Мы все время стремимся к достижению каких-то целей. Кажется, что, только добившись чего-то, мы будем счастливы. Между тем радоваться можно каждому дню своей жизни. Кто-то поступает в колледж только ради того, чтобы получить диплом, но ведь и учеба - удовольствие. Кто-то ходит на службу только из-за заработной платы, но ведь и работать так интересно! Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель. Обычно ощущение счастья побочный «продукт» нашей деятельности. Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что вы делаете, получайте удовольствие от самой работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не от того, что она вам даст в будущем.

7.He будьте максималистом. Люди, которые ставят перед собой невозможные цели, никогда не бывают счастливы. Учитесь быть терпимыми и снисходительными к себе и другим. Нетерпимость к своим собственным недостаткам неизбежно приводит к стрессу. Нетерпимость к другим делает вас раздражительным, ухудшает отношения с окружающими, а следовательно, тоже вызывает стресс.

8. Не концентрируйтесь на себе. Есть много дел и людей, достойных вашего внимания и заботы. Учитесь видеть себя глазами других. Помогите тому, кто нуждается в вашей помощи. Это поднимет вас в собственных глазах, а ваши проблемы не будут казаться уж такими неразрешимыми.

9.Не копайтесь в своем прошлом. Каждый из нас может припомнить поступки, которых не следовало бы совершать. Но жалеть о том, что мы сделали и чего не сделали, -неразумно. Наше прошлое - это наш опыт, и нужно использовать его для того, чтобы не повторять тех же ошибок. Погружение в прошлое лишает человека радости в настоящем. Заметим, однако, что анализ имевших место когда-то событий и поступков часто используется как психотерапевтический прием, помогающий разобраться в тех или иных мотивах поведения человека. Такое направленное изучение прошлого может быть весьма продуктивно.

10. Питайтесь правильно. Наша пища и то, как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни. Попробуйте в течение двух недель питаться рационально и оцените свое самочувствие.

Не существует какой-либо специальной диеты, снижающей стресс (хотя многие заявляют об обратном). Но если мы будем питаться так, чтобы предотвратить развитие болезней сердца, рака, тучности и диабета (т.е. снизим потребление сахара, соли, жиров и увеличим количество витаминов, минеральных веществ и белков), мы тем самым предохраним себя от стресса.

Что можно сказать о широко рекламируемых витаминных антистрессовых таблетках? Если у вас нормальная физиология и вы следите за своим питанием, они вам не нужны. Ведь прямых свидетельств в пользу того, что очень большие дозы витаминов действительно помогают бороться со стрессом, нет, а их токсичность доказана.

11. Высыпайтесь. Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно, когда он длится семь-восемь часов в сутки. Некоторые люди недосыпают просто из-за своей неорганизованности, но бывает, что сон нарушен в результате стресса. Очень легко оказаться в порочном круге, когда стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

12. Не злоупотребляйте алкоголем. Попытки преодолеть стресс с помощью алкоголя приводят к обратному эффекту. Во-первых, потому, что состояние опьянения и выход из него сами по себе служат стрессом, а во-вторых, человек, выпивший лишнего, может совершить поступки, которые его повергнут в еще более сильный стресс.

Помните о том, что в роли стрессора может выступать и кофе. Кофеин, содержащийся в нем, представляет собой мощный стимулятор, который сам по себе вызывает многие физиологические проявления стресса. Кроме того, лишняя чашка выпитого кофе способна подтолкнуть человека на необдуманные поступки, которые в свою очередь усилят стресс. Учтите, что кофеин содержится не только в кофе, но и в чае, шоколаде и многих безалкогольных напитках.

Учащихся полезно знакомить с элементарной «техникой управления собой» - с приёмами аутотренинга, самовнушения, перенесением желаемых, но нежелательных действий в план воображения или вытеснением из сознания, мысленным перевоплощением в партнёра по общению, имитацией нужного поведения, которая, в конце концов, это поведение порождает, с приёмом, основанным на попытке найти элементы комического в сложившейся ситуации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: