Понятие и особенности финансово-правовых норм

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Финансово-правовая норма - это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова -ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.

Финансово-правовые нормы содержат как признаки, общие для любых правовых норм, так и,, специфические, характерные только для норм финансового права. К общим признакам финан­сово-правовой нормы относятся следующие: /

норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

норма возлагает на участников отношений юридические обя­занности и предоставляет им субъективные права;

норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, при­нятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета и метода фи­нансово-правового регулирования.

Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственно целево­му назначению, которое определяется предметом финансово-пра­вового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований.



Глава 3. Финансово-правовые нормы


С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-право­вой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финан­сового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не сущест­вуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объек­тивно Обусловлены общественными потребностями, которые де­терминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задача­ми на данном этапе и т.д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством (и муниципальным об­разованием). Следовательно, государство придает объективно на­рождающимся финансовым отношениям адекватные формы про­явления: устанавливает конкретные виды платежей, порядок по­ступления их в государственные фонды, определяет направления использования финансовых ресурсов, их распределения и т.д. Все это делается с помощью финансово-правовых норм, модель кото­рых создается государством и муниципальными образованиями. В противном случае финансовые отношения с государством не воз­никли бы вообще, а если бы и возникли, то не в той форме, которая требуется государству для обеспечения выполнения его задач на том или ином этапе развития. Однако нельзя забывать, что в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований возникают и такие отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих от­ношений не осуществляется движение денежных средств, что яв­ляется главным признаком финансов, например: отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т.д. Практика по­казывает, что в этой группе отношения иногда возникают как ор­ганизационные, а лишь затем приобретают правовое оформление. Следовательно, сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляе­мых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал факти­чески и лишь в последние годы был закреплен в праве1. Таким

1 См., например: Закон Воронежской области «О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области» от 14 марта 1997 г. // Коммуна. 1997. 9 апр.; Зацепин Ю. Петербург попрощался с налоговыми льготами //Коммерсантъ-daily. 1997. 22 марта. С. 4.


§ 1. Понятие и особенности финансово-правовых норм 81

образом, как правило, финансово-правовые нормы не имеют свое­го прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются.

Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они являются средством реализации общественных,т.е. пуб­личных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансовая деятельность государства и муници­пальных образований, будучи объективно обусловлена экономи­ческим строем общества, производственными отношениями и т.д., детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей - классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономичес­кой жизни, к оказанию помощи социально незащищенным граж­данам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д. При этом интерес к финансовому обеспечению государства, к по­лучению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы госу­дарству не только для того, чтобы реализовать социальные инте­ресы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, кото­рые непосредственно обеспечивают реализацию социальных ин­тересов. Таким образом, государство мобилизует денежные сред­ства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприя­тия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средст­вом реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, се­мейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, явля­ются в своей основе экономическими, следовательно, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками


82 Глава 3. Финансово-правовые нормы

в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и проч. Нестабильность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, приводит, в прин­ципе, к нестабильности самого финансово-правового регулирова­ния и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых фи­нансово-правовых норм. При этом в условиях экономической не­стабильности в государстве такие "процессы ускоряются.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых периодически вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и утрачивают свою силу с окончанием финансового года.

Особенности отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе фи­нансово-правовых норм весьма редкой разновидности норм, а именно: норм-расчетов, которые представляют собой «показате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деятельности и уровни развития»1. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

Прежде всего, финансово-правовые нормы - в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права. Это вполне естественно, поскольку метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства или муниципального обра­зования. Государство устанавливает в законах, а муниципальное образование — в постановлениях конкретные правила поведения, обязывая субъектов к их исполнению. Например, государство, ус­тановив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой само-

ТихомировЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 52.


§ 1. Понятие и особенности финансово-правовых норм



стоятельности, а только обязывает к их уплате в точном соответ­ствии со своими требованиями. Императивность финансово-пра­вовых норм распространяется как на субъектов, издающих власт­ные предписания, так и на субъектов, следующих им. Государст­венные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами связаны требованиями финансово-правовых норм. Так, на­логовый орган по результатам налоговой проверки дает властные предписания к уплате недоимок, пеней в бюджет и т.д. При этом, в НК РФ определены требования к такого рода предписаниям, и свобода воли налогового органа очень мала.

Кроме того, значительную часть финансово-правовых норм со­ставляют компетенционные нормы, т.е. такие, которыми уста­навливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Примером могут являться нормы ст. 7, 8, 9 БК РФ, установившие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в области регулирования бюджетных правоотношений. В за­конодательстве компетенционные нормы чаще всего даются в нейтральной формулировке или формулируются через права со­ответствующих субъектов. Например, в норме ст. 31 НК РФ ком­петенция налоговых органов определена через их права. Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключи­тельно управомочивающие, так как для государственного органа и органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать и не использовать ис­ключительно по собственному свободному усмотрению, а служе­ние государству, т.е. в широком плане — выполнение обязаннос­тей перед ним»1. Иначе говоря, это такие права, которые государ­ственный орган или орган местного самоуправления обязан реа­лизовать при соответствующих обстоятельствах. В связи с этим, в науке принято считать, что компетенционная норма устанавлива­ет полномочие государственного органа или органа местного самоуправления, которое отражает неразрывность прав и обязан­ностей этого органа.

Наконец, в финансовом праве имеются правовые нормы, уста­навливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности. Однако число таких норм - относительно обязывающих (импера-

1 Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 83.



Глава 3. Финансово-правовые нормы


тивных) и компетенционных — относительно невелико. Это опять-таки обусловлено методом властных предписаний, домини­рующим в финансовом праве, для которого не характерно предо­ставление субъектам права свободы усмотрения, возможности вы­бора поведения. Примером является норма ст. 21 НК РФ, закреп­ляющая права налогоплательщиков (плательщиков сборов), кото­рые налогоплательщик может реализовать или не реализовать в зависимости от его усмотрения. Среди них: право на использова­ние налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестици­онного налогового кредита и т.д. Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих. Они как бы «привязаны» к обязывающей (императивной) финансово-право­вой норме, образуя с ней целый комплекс норм. Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, а также специ­фика управомочивающих финансово-правовых норм позволяет констатировать, что в целом они имеют императивный харак­тер.

Финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структу­ру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы. В ней указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием оборота «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваются. Например, норма п. 1 ст. 74 НК РФ сформулирована так: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уп­лате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспече­на поручительством». Гипотеза в этой норме выражена фразой: «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов...»


§ 2. Классификации финансово-правовых норм



Диспозиция - часть правовой нормы, указывающая на пове­дение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкция финансово-правовой нормы - та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-пра­вовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют денеж­ный характер (ими предусматривается пеня, штраф). Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановитель-ный и карательный (штрафной) характер. К правовосстанови-тельным санкциям относится пеня, к карательным (штрафным) санкциям - штраф. Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстанови-тельные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денеж­ные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансо­во-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состо­ит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье фи­нансово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формули­ровке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель­щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответствен­ность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

§ 2. Классификации финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их класси­фикация важна для понимания особенностей финансово-правово­го регулирования и уровня развития финансового законодатель­ства.



Глава 3. Финансово-правовые нормы


В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. за­крепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отноше­ниях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в част­ности, относятся нормы ст. 51, 56 НК РФ, закрепляющие поря­док исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; опреде­ляющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116—1291 НК РФ, предусматривающие ответствен­ность за различные виды налоговых правонарушений.

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно связаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от регулятивных, так как они устанавливают ответ­ственность за нарушение обязанностей, предусмотренных регуля­тивными нормами.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязываю­щие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

Обязывающие финансово-правовые нормы - это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм -обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний. Напри­мер, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если


§ 2. Классификации финансово-правовых норм



иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке. Например, в норме ст. 121 БК РФ обязанность эмитента по веде­нию долговой книги сформулирована так: «Информация о заим­ствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Госу­дарственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соот­ветствующего обязательства».

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Примером может слу­жить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Запрещающие финансово-правовые нормы встре­чаются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований, не могут развиваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъектов, т.е. за счет обязанности по уплате налога, по выделе­нию бюджетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного со­держания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-право­вых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финан­сово-правового регулирования.

Управомочивающие финансово-правовые нормы - это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

Существует два вида управомочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свобо­ду в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, одна­ко эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компе-


Глава 3. Финансово-правовые нормы

тенцию государственных органов и органов местного самоуправ­ления через установление прав этих органов. Например, нормы ст. 31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюджетов через права органов государственной власти и местного самоуп­равления в области бюджета. Эти права являются компетенцион-ными, а значит, они одновременно становятся и обязанностями для данных органов.

Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются. В связи с этим в науке выделяются так называемые специализиро­ванные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоеди­няются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ст. 2 НК РФ, определяющая общие при­знаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст. 8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой дея­тельности тех или иных государственных органов и органов мест­ного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 Феде­рального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.1

1 Российская газета. 1998. 6 авг.


§ 2. Классификации финансово-правовых норм 89-

Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на за­коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной явля­ется норма, содержащаяся в ст. 7 названного выше Федераль­ного закона. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утра­тивших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерально­го закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».

Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро­ванных финансово-правовых норм.

Заметное место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представ­ляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в зако­не о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год реко­мендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децентра­лизацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, клас­сифицируются по объему действия на общие и специальные. Об щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налого­вых отношений.

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федера­ции; б) на территории соответствующего субъекта Российской Фе­дерации; в) на территории соответствующего муниципального об­разования. Соответственно, первые содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерально­го уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов


90 Глава 3. Финансово-правовые нормы

Федерации, а третьи — в правовых актах органов местного само­управления.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделя­ются на общие и временные. Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменени­ем. Временные нормы — это нормы, установленные на определен­ный срок. К временным финансово-правовым нормам относятся, прежде всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как правило, в течение срока действия соответ­ствующего закона (или постановления органа местного самоуп­равления) о бюджете на финансовый год. Они содержатся в этих законах и постановлениях, а также в обеспечивающих (конкрети­зирующих) их нормативных актах. Например, в 1998 г. в соответ­ствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1998 год» было принято постановление Правительства РФ «О по­рядке предоставления в 1998 году налогоплательщикам отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обязательных плате­жей в федеральный бюджет», которое содержало нормы, дейст­вующие только в 1998 г.

В зависимости от особенностей предмета финансово-правово­го регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы определяют ис­точники образования денежных фондов государства и муници­пальных образований, объекты налогообложения и ставки нало­гов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Таковы почти все нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, большинство норм части первой НК РФ и др.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм. К процессуальным нормам относятся нормы, содержащиеся в ст. 169—264, 274—281 БК РФ и определяющие порядок составле­ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Ряд процессуальных норм со­держится в части первой НК РФ.

В современных условиях в связи с развитием финансового за­конодательства число процессуальных финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно вы­сокой степени гарантированности материальных финансово-пра­вовых норм на современном этапе и т.д. ч


§ 3. Источники финансового права




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: