Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как государственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан в России Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Вместе с тем, с 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъектов РФ стали формироваться целевые бюджетные фонды1.
К числу целевых государственных фондов относятся и создающиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как правило, не носят название «внебюджетные», средства на их образование нередко поступают, помимо других источников, из федерального бюджета.
Наконец, существует целый ряд целевых государственных фондов, которые создаются Правительством РФ в виде государст-
СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108,
256 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
венных учреждений или государственных некоммерческих организаций.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации более или менее долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ происходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 по 2001 г. согласно законам о федеральном бюджете целый ряд фондов, которые являлись внебюджетными, ежегодно консолидировались (включались) в феде-4 ральный бюджет1.
Итак, на сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных целевых фондов: государственные внебюджетные фонды; целевые бюджетные фонды; государственные целевые фонды Правительства РФ и Президента РФ; государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
— фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
— правовой статус целевого фонда определяется положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:
а) по целевому назначению,
б) по способу образования,
в) по уровню управления фондом,
г) по юридической природе.
В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального
1 См., например: ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» (СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 2.).
§ 1. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных фондов 257
страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.
По способу образования целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств подразделяются на а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом, и б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 2001 г. вместе с федеральным бюджетом был образован бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии.
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. К числу федеральных относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований1. В частности, к их числу относятся:'территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.
С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы: 1) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые согласно Указу Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях. Во вторую группу включаются: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и
1 Согласно ст. 3 БК РФ в бюджетной системе РФ не образуются муниципальные (местные) внебюджетные фонды. Однако в науке нет однозначного мнения по этому вопросу (см.: ВялкинаТ. Что не запрещено, то разрешено // Муниципальная власть. 2001. № 1).
258 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Наконец, в ближайшие годы во исполнение ст. 143 БК РФ должен быть принят федеральный закон, который определит правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов.
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды — это, согласно ст. 17 БК РФ, фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в пороке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются (ст. 17БК РФ): а) доходы целевого назначения; б) целевые отчисления от конкретных видов доходов или иных поступлений. Кроме того, в соответствии со ст. 54 БК РФ доходы целевых бюджетных фондов федерального бюджета могут являться доходами и региональных.целевых бюджетных фондов, поскольку распре-
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 259
деляются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Характерной чертой целевых бюджетных фондов является то, что они должны использоваться исключительно на те цели, для которых созданы, а также по отдельной смете (ст. 17 БК РФ).
Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. и вплоть до 2001 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидировалось большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год»1 в федеральный бюджет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью.
Начиная с 2001 г. число целевых фондов в федеральном бюджете сократилось. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год»2 с 1 января 2001 г. упразднены: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фонд по охране озера Байкал, Фонд содействия военной реформе. В качестве целевого бюджетного фонда в федеральном бюджете на
1 СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1213.
2 СЗ РФ. 2001. №1. Ст. 2.
260 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
2001 г. сохранился лишь фонд Министерства по атомной энергии (ст. 8 Закона).
Сокращение целевых фондов в федеральном бюджете было осуществлено в соответствии с бюджетной политикой на 2001 г., провозглашенной в Бюджетном послании Президента РФ на 2001 г. В нем отмечалось, что многочисленные федеральные и региональные целевые фонды являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, источником нецелевого использования средств и коррупции. Кроме того, на сокращение целевых доходов ориентирует и ст. 35 БК РФ, которая установила, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.
Правовой режим целевых бюджетных фондов на федеральном уровне определяется ст. 17 и 54 БК РФ, ежегодными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также Положениями о бюджетных фондах, утверждаемыми Правительством РФ.
Правовой режим целевого бюджетного фонда Министерства по атомной энергии, созданного в федеральном бюджете в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год», определен постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. с изменениями от 28 июля 2000 г. «О порядке формирования^ зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии»1. В этом постановлении определен состав доходов и расходов данного фонда, а также порядок их выделения из фонда.
Данный фонд создан в рамках федерального бюджета для получения и целевого использования валютной выручки за поставленный в США низкообогащенный уран в рамках выполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружениями.
В соответствии с Положением о формировании, зачислении и расходовании средств, поступающих в целевой бюджетный фонд Минатома России, валютная выручка, поступающая из США за низкообогащенный уран, конвертируется в рубли и зачисляется на счет Главного управления федерального казначейства Минфи-
1 СЗРФ. 1999. №41. Ст. 4917.
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 261
на РФ на балансовом счете «Доходы федерального бюджета» с указанием кода классификации доходов бюджета «Целевой бюджетный фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии».
Расходование средств фонда осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Минатомом России и согласованным с Минфином России и Минпромнауки России. Направлениями расходования средств этого фонда являются: а) осуществление компенсации расходов предприятиям и организациям, в том числе внешнеторговым, участвующим в выполнении обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружениями; б) финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также других расходов, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций ядерного комплекса.
В бюджетах субъектов РФ в качестве целевых выделяются самые различные фонды. К примеру, в законе г. Москвы «О бюджете г. Москвы на 2001 год» образованы:
а) территориальный дорожный фонд;
б) территориальный экологический фонд;
в) целевые бюджетные фонды развития территорий админи
стративных округов и районов;
г) целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд;
д) целевой бюджетный фонд пожарной безопасности Москвы;
е) целевой бюджетный фонд безопасности дорожного движе
ния;
ж) целевой бюджетный фонд борьбы с преступностью;
з) целевой бюджетный фонд рекламы и городской информа
ции.
К целевым бюджетным фондам близки бюджетные фонды, формируемые в составе расходов бюджетов согласно ст. 81 и 82 БК РФ (резервные фонды, резервный фонд Президента РФ), а также Фонд регионального развития и Фонд компенсации, образованные согласно ст. 44 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»1. К этой группе фондов примыкает и Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, сформированный в федеральном бюджете на 2001 г. Однако данные фонды не являются целевыми, ибо они образуются не в соответствии с требованием
СЗ Р Ф. 2000. № 33. Ст. 3393.
262 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
ст. 17 БК РФ, т.е. не за счет доходов целевого назначения, отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Исключением в данном случае можно считать Фонд развития региональных финансов, сформированный согласно ст. 44 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», поскольку в 2001 г. источником его образования является кредит Международного банка реконструкции и развития (ст.48). Иначе говоря, он создан за счет определенных поступлений, что соответствует требованиям ст. 17 БК РФ.
§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ) и муниципальном уровнях как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и экономические.
К числу социальных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, поскольку созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Определение этих фондов дано в ст. 13 БК РФ: «Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».
' Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов, образуемых вне федерального бюджета, уделено специальное внимание в БК РФ (ст. 143—150). Средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной сие-
§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 263
темы РФ и изъятию не подлежат. Кроме социальных существуют экономические государсщвенные внебюджетные фонды. К числу последних следует относить фонд развития исполнительного производства, созданный во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.1, внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые создаются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, и т.д.
Формирование и использование средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов или смет доходов и расходов. В частности, на основе бюджетов функционируют все социальные государственные внебюджетные фонды, а на основе сметы доходов и расходов — внебюджетный фонд развития исполнительного производства.
В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов стало весьма обширным. Оно дано как в БК'РФ (ст. 143—150), где определяется процесс формирования и исполнения социальных государственных внебюджетных фондов, так и в целом ряде законов. Среди них: Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».от 24 июля 1998 г., Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. и т.д. Кроме того, режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов определен целым рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Заметное место занимают и законы субъектов РФ, а также постановления органов местного самоуправления. В связи с этим, в современных условиях справедливо говорить о возникновении финансово-правового института государственных и муниципальных внебюджетных фондов, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования и исполнения бюджетов или смет доходов и расходов государственных и муниципальных внебюджетных фондов.
Этот институт включает в себя нормы, регулирующие:
а) состав доходов и расходов внебюджетных фондов;
б) порядок зачисления доходов внебюджетных фондов;
Российская газета. 1997. 5 авг.
264 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
в) порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов, а также исполнение их бюджетов и подготовку, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении.
Финансово-правовой институт государственных и муниципальных внебюджетных фондов пересекается с бюджетным правом как подотраслью финансового права по линии бюджетного процесса. Это следует из того, что современное понимание бюджетного процесса как составной части бюджетного права включает в себя и процессуальное обеспечение бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6БК РФ)1.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.2
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фрнда РФ являются единый, социальный налог; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
1 См. гл. 10 настоящего учебника.
2 ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; 1992. № 24. Ст. 1287; 1993. № 8. Ст. 293; САПП.
1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 2188:
§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 265
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1. Правовой режим этих фондов определен Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.2, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.3
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
- единый социальный налог;
- бюджетные ассигнования;
— доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
— добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав федерального фонда и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансиро-
1 САПП. 1993. № 9. Ст. 3630.
2 СЗРФ. 1998. №32. Ст. 3902.
3 ВВС. 1993. № 17. Ст. 591; СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3147.
266 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
вание обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой. Равным образом бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении утверждается ежегодно соответствующим представительным (законодательным) органом власти субъекта РФ.
Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г. с последующими изменениями1.
Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда.
Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой.
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
— единый социальный налог;
— страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственный ценные бумаги и банковские вклады;
— ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;
1 САПП. 1994. № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131; 1996. № 9. Ст. 809; №16. Ст. 1908; 1997. № 1. Ст. 174; № 48. Ст. 5555.
§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 267
— добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие
доходы.
Направлениями расходов фонда являются:
а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, бере
менности и родам, при рождении ребенка до достижения им воз
раста полутора лет, пособий на погребение;
б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-ку
рортные учреждения, а также на лечение, питание;
в) частичное содержание находящихся на балансе страховате
лей санаториев-профилакториев;
г) частичная оплата путевок в детские загородные оздорови
тельные лагеря;
д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ
и др.
Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.1 предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.
В 1998 г. во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве» создан внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Он предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г.2
— Средства фонда являются федеральной собственностью, находящейся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ. Источниками образования фонда развития исполнительного производства РФ являются:
— 70% сумм исполнительских сборов;
— суммы возмещения расходов по проведению исполнительных действий; доходы от хранения временно свободных денежных средств, размещенных в кредитных организациях;
— иные поступления.
1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
2 СЗРФ. 1998. № 27. Ст. 3181; 1999. 28. Ст. 3678; 2000. 29. Ст. 3988.
268 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов
Эти средства направляются на:
а) совершение ряда исполнительных действий, а именно:
перевозку, хранение и реализацию имущества должника; опла
ту работы переводчиков, специалистов и других лиц, привле
ченных к совершению исполнительных действий; розыск долж
ника;
б) выплату вознаграждений судебным приставам-исполните
лям в соответствии со ст. 89 Федерального закона «Об исполни
тельном производстве»;
в) иные цели, связанные с развитием исполнительного произ
водства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»1 средства исполнительского сбора в этом году зачисляются в размере 70% — на счета Министерства юстиции РФ по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а в объеме 30% поступлений - в доходы федерального бюджета.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ2.
Согласно Указу Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. на уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Примерный порядок формирования этих фондов определен Правительством РФ в постановлении «Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства» от 15 июня 1994 г.3
Фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу,
1 СЗРФ. 2001. №1. Ст. 2.
2 Однако согласно ст. 3 БК РФ местные внебюджетные фонды не включены в
бюджетную систему РФ.
3 СЗРФ. 1994. №8. Ст. 869.
§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации 269
для аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, для поддержки участия граждан в финансировании строительства для приобретения жилья и т.д.
Основными источниками формирования фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и т.д. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.д.