И муниципальных фондов

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств появились в финансовой системе России недав­но. Первоначально они создавались преимущественно как госу­дарственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан в России Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.

С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические про­граммы. Это связано с тем, что в государственном бюджете дохо­ды не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому рас­ходы на конкретные программы, как правило, оказываются уре­занными.

Вместе с тем, с 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъектов РФ стали формироваться целевые бюджет­ные фонды1.

К числу целевых государственных фондов относятся и создаю­щиеся иногда отраслевые денежные фонды. Эти фонды, как пра­вило, не носят название «внебюджетные», средства на их образо­вание нередко поступают, помимо других источников, из феде­рального бюджета.

Наконец, существует целый ряд целевых государственных фондов, которые создаются Правительством РФ в виде государст-

СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108,


256 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

венных учреждений или государственных некоммерческих орга­низаций.

Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств — достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации более или менее долгосрочных целей. В связи с достижением этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «от­работанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФ происходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 по 2001 г. согласно законам о феде­ральном бюджете целый ряд фондов, которые являлись внебюд­жетными, ежегодно консолидировались (включались) в феде-4 ральный бюджет1.

Итак, на сегодняшний день определились четыре вида госу­дарственных и местных целевых фондов: государственные вне­бюджетные фонды; целевые бюджетные фонды; государственные целевые фонды Правительства РФ и Президента РФ; государст­венные отраслевые денежные фонды.

Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные осо­бенности:

— фонды создаются компетентными органами со строго опре­деленной целью, используются сугубо по целевому назначению;

— правовой статус целевого фонда определяется положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государст­венной власти или местного самоуправления.

Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основа­ниям:

а) по целевому назначению,

б) по способу образования,

в) по уровню управления фондом,

г) по юридической природе.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального

1 См., например: ст. 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» (СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 2.).


§ 1. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных фондов 257

страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.

По способу образования целевые государственные и муници­пальные фонды денежных средств подразделяются на а) бюджет­ные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюдже­том, и б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 2001 г. вместе с федеральным бюджетом был образован бюджет­ный фонд Министерства РФ по атомной энергии.

В зависимости от уровня управления целевые фонды подразде­ляются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. К числу федеральных относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (феде­ральных органов исполнительной власти). Многие государствен­ные внебюджетные фонды являются только федеральными. Реги­ональные и муниципальные фонды создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образова­ний1. В частности, к их числу относятся:'территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные до­рожные фонды, экологические фонды и др.

С точки зрения юридической природы целевые фонды подраз­деляются на две группы: 1) фонды, которые создаются в соответ­ствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муници­пальными образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые согласно Указу Президента РФ «О разра­ботке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищ­ной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональ­ном и муниципальном уровнях. Во вторую группу включаются: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населе­ния РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.

Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и

1 Согласно ст. 3 БК РФ в бюджетной системе РФ не образуются муниципаль­ные (местные) внебюджетные фонды. Однако в науке нет однозначного мнения по этому вопросу (см.: ВялкинаТ. Что не запрещено, то разрешено // Муниципаль­ная власть. 2001. № 1).


258 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

иными нормативными актами. В их числе федеральные законы «О дорожных фондах в РФ», «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации», о федеральном бюджете на кон­кретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, поста­новления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование ряда государственных внебюджет­ных фондов дано и в БК РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фе­дерального фонда обязательного медицинского страхования.

Наконец, в ближайшие годы во исполнение ст. 143 БК РФ дол­жен быть принят федеральный закон, который определит право­вой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации госу­дарственных внебюджетных фондов.

§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды — это, согласно ст. 17 БК РФ, фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законо­дательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в пороке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдель­ной смете.

Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритет­ных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоя­щий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления.

Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

Источниками формирования целевых бюджетных фондов яв­ляются (ст. 17БК РФ): а) доходы целевого назначения; б) целевые отчисления от конкретных видов доходов или иных поступлений. Кроме того, в соответствии со ст. 54 БК РФ доходы целевых бюд­жетных фондов федерального бюджета могут являться доходами и региональных.целевых бюджетных фондов, поскольку распре-


§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 259

деляются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по норма­тивам, определенным федеральным законом о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год.

Характерной чертой целевых бюджетных фондов является то, что они должны использоваться исключительно на те цели, для которых созданы, а также по отдельной смете (ст. 17 БК РФ).

Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уров­не было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Рос­сийской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Од­нако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. и вплоть до 2001 г. в федеральный бюджет ежегодно кон­солидировалось большинство фондов, которые до 1995 г. явля­лись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным зако­ном «О федеральном бюджете на 1995 год»1 в федеральный бюд­жет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального разви­тия департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью.

Начиная с 2001 г. число целевых фондов в федеральном бюд­жете сократилось. В соответствии с Федеральным законом «О фе­деральном бюджете на 2001 год»2 с 1 января 2001 г. упразднены: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерст­ва РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой по­лиции РФ, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фонд по охране озера Байкал, Фонд содействия военной реформе. В качестве целевого бюджетного фонда в федеральном бюджете на

1 СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1213.

2 СЗ РФ. 2001. №1. Ст. 2.


260 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

2001 г. сохранился лишь фонд Министерства по атомной энергии (ст. 8 Закона).

Сокращение целевых фондов в федеральном бюджете было осуществлено в соответствии с бюджетной политикой на 2001 г., провозглашенной в Бюджетном послании Президента РФ на 2001 г. В нем отмечалось, что многочисленные федераль­ные и региональные целевые фонды являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, источником нецелевого использования средств и коррупции. Кроме того, на сокращение целевых доходов ориентирует и ст. 35 БК РФ, которая устано­вила, что доходы бюджета и поступления от источников финан­сирования его дефицита не могут быть увязаны с определенны­ми расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюд­жетных фондов.

Правовой режим целевых бюджетных фондов на федеральном уровне определяется ст. 17 и 54 БК РФ, ежегодными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также По­ложениями о бюджетных фондах, утверждаемыми Правительст­вом РФ.

Правовой режим целевого бюджетного фонда Министерства по атомной энергии, созданного в федеральном бюджете в соответст­вии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год», определен постановлением Правительства РФ от 23 сентября 1999 г. с изменениями от 28 июля 2000 г. «О порядке формирования^ зачисления и расходования средств, поступаю­щих в целевой бюджетный фонд Министерства Российской Феде­рации по атомной энергии»1. В этом постановлении определен со­став доходов и расходов данного фонда, а также порядок их выде­ления из фонда.

Данный фонд создан в рамках федерального бюджета для по­лучения и целевого использования валютной выручки за постав­ленный в США низкообогащенный уран в рамках выполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооруже­ниями.

В соответствии с Положением о формировании, зачислении и расходовании средств, поступающих в целевой бюджетный фонд Минатома России, валютная выручка, поступающая из США за низкообогащенный уран, конвертируется в рубли и зачисляется на счет Главного управления федерального казначейства Минфи-

1 СЗРФ. 1999. №41. Ст. 4917.


§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 261

на РФ на балансовом счете «Доходы федерального бюджета» с указанием кода классификации доходов бюджета «Целевой бюд­жетный фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии».

Расходование средств фонда осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Минатомом России и согласованным с Минфином России и Минпромнауки России. Направлениями расходования средств этого фонда являются: а) осуществление компенсации расходов предприятиям и организациям, в том числе внешнеторговым, участвующим в выполнении обяза­тельств РФ в области разоружения и контроля над вооружения­ми; б) финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядер­ной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также дру­гих расходов, связанных с реструктуризацией и конверсией пред­приятий и организаций ядерного комплекса.

В бюджетах субъектов РФ в качестве целевых выделяются самые различные фонды. К примеру, в законе г. Москвы «О бюд­жете г. Москвы на 2001 год» образованы:

а) территориальный дорожный фонд;

б) территориальный экологический фонд;

в) целевые бюджетные фонды развития территорий админи­
стративных округов и районов;

г) целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд;

д) целевой бюджетный фонд пожарной безопасности Москвы;

е) целевой бюджетный фонд безопасности дорожного движе­
ния;

ж) целевой бюджетный фонд борьбы с преступностью;

з) целевой бюджетный фонд рекламы и городской информа­
ции.

К целевым бюджетным фондам близки бюджетные фонды, формируемые в составе расходов бюджетов согласно ст. 81 и 82 БК РФ (резервные фонды, резервный фонд Президента РФ), а также Фонд регионального развития и Фонд компенсации, обра­зованные согласно ст. 44 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»1. К этой группе фондов примыкает и Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, сформированный в феде­ральном бюджете на 2001 г. Однако данные фонды не являются целевыми, ибо они образуются не в соответствии с требованием

СЗ Р Ф. 2000. № 33. Ст. 3393.


262 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

ст. 17 БК РФ, т.е. не за счет доходов целевого назначения, отчис­лений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Ис­ключением в данном случае можно считать Фонд развития регио­нальных финансов, сформированный согласно ст. 44 Федерально­го закона «О федеральном бюджете на 2001 год», поскольку в 2001 г. источником его образования является кредит Междуна­родного банка реконструкции и развития (ст.48). Иначе говоря, он создан за счет определенных поступлений, что соответствует требованиям ст. 17 БК РФ.

§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды денежных средств являются разновид­ностью целевых государственных и муниципальных фондов де­нежных средств.

Они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ) и муниципальном уровнях как в силу самих законов РФ и поста­новлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и экономические.

К числу социальных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, по­скольку созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, ма­териальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Опреде­ление этих фондов дано в ст. 13 БК РФ: «Государственный вне­бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федера­ции и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, со­циальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».

' Основам правового регулирования социальных внебюджет­ных фондов, образуемых вне федерального бюджета, уделено специальное внимание в БК РФ (ст. 143—150). Средства вне­бюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной сие-


§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 263

темы РФ и изъятию не подлежат. Кроме социальных существу­ют экономические государсщвенные внебюджетные фонды. К числу последних следует относить фонд развития исполнитель­ного производства, созданный во исполнение Федерального за­кона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.1, внебюджетные фонды развития жилищного строительства, ко­торые создаются на уровне субъектов РФ и муниципальных об­разований, и т.д.

Формирование и использование средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов или смет доходов и расходов. В частности, на основе бюджетов функционируют все социальные государственные внебюджетные фонды, а на основе сметы дохо­дов и расходов — внебюджетный фонд развития исполнительного производства.

В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов стало весьма обширным. Оно дано как в БК'РФ (ст. 143—150), где определяется процесс формирования и исполнения социальных государственных внебюджетных фон­дов, так и в целом ряде законов. Среди них: Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний».от 24 июля 1998 г., Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. и т.д. Кроме того, режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов определен целым рядом указов Президента РФ и поста­новлений Правительства РФ. Заметное место занимают и законы субъектов РФ, а также постановления органов местного самоуп­равления. В связи с этим, в современных условиях справедливо говорить о возникновении финансово-правового института госу­дарственных и муниципальных внебюджетных фондов, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования и исполнения бюджетов или смет доходов и расходов государственных и муниципальных вне­бюджетных фондов.

Этот институт включает в себя нормы, регулирующие:

а) состав доходов и расходов внебюджетных фондов;

б) порядок зачисления доходов внебюджетных фондов;

Российская газета. 1997. 5 авг.


264 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

в) порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов, а также исполнение их бюджетов и подготовку, рассмот­рение и утверждение отчетов об их исполнении.

Финансово-правовой институт государственных и муници­пальных внебюджетных фондов пересекается с бюджетным пра­вом как подотраслью финансового права по линии бюджетного процесса. Это следует из того, что современное понимание бюд­жетного процесса как составной части бюджетного права включа­ет в себя и процессуальное обеспечение бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов (ст. 6БК РФ)1.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Его пра­вовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, ут­вержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декаб­ря 1991 г.2

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного уп­равления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками формирования Пенсионного фрнда РФ являют­ся единый, социальный налог; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий и прирав­ненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, постра­давшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости на­селения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату го­сударственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной за­щиты населения материальной помощи престарелым и нетрудо­способным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его орга­нов, на другие мероприятия.

1 См. гл. 10 настоящего учебника.

2 ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; 1992. № 24. Ст. 1287; 1993. № 8. Ст. 293; САПП.
1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 2188:


§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 265

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правле­нием Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В райо­нах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении еже­годно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федера­ции»1. Правовой режим этих фондов определен Уставом феде­рального фонда обязательного медицинского страхования, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.2, а также Положением о территориальном фонде обяза­тельного медицинского страхования, утвержденным постановле­нием Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обяза­тельного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.3

Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования созданы для реализации государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхова­ния.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не под­лежат.

Основными источниками образования Федерального и терри­ториальных фондов обязательного медицинского страхования яв­ляются:

- единый социальный налог;

- бюджетные ассигнования;

— доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

— добровольные взносы и иные поступления.

При этом Устав федерального фонда и Положение о террито­риальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансиро-

1 САПП. 1993. № 9. Ст. 3630.

2 СЗРФ. 1998. №32. Ст. 3902.

3 ВВС. 1993. № 17. Ст. 591; СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3147.


266 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

вание обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кре­дитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие меро­приятия.

Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой. Равным образом бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхова­ния и отчет о его исполнении утверждается ежегодно соответству­ющим представительным (законодательным) органом власти субъекта РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализиро­ванным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительст­ва РФ «О фонде социального страхования Российской Федера­ции» от 12 февраля 1994 г. с последующими изменениями1.

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отде­ления, а также филиалы отделений фонда.

Денежные средства Фонда социального страхования РФ явля­ются государственной собственностью, не входят в состав бюдже­тов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его ис­полнении рассматриваются Государственной Думой.

Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:

— единый социальный налог;

— страховые взносы по установленным тарифам согласно за­кону на обязательное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственный ценные бумаги и банковские вклады;

— ассигнования из федерального бюджета на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных ава­рий на других атомных объектах;

1 САПП. 1994. № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131; 1996. № 9. Ст. 809; №16. Ст. 1908; 1997. № 1. Ст. 174; № 48. Ст. 5555.


§ 3. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов 267

— добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие
доходы.

Направлениями расходов фонда являются:

а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, бере­
менности и родам, при рождении ребенка до достижения им воз­
раста полутора лет, пособий на погребение;

б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-ку­
рортные учреждения, а также на лечение, питание;

в) частичное содержание находящихся на балансе страховате­
лей санаториев-профилакториев;

г) частичная оплата путевок в детские загородные оздорови­
тельные лагеря;

д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ
и др.

Федеральным законом «Об обязательном социальном страхо­вании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» от 24 июля 1998 г.1 предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида соци­ального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.

В 1998 г. во исполнение Федерального закона «Об исполни­тельном производстве» создан внебюджетный фонд развития ис­полнительного производства. Он предназначен для финансиро­вания мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства. Правовой режим этого фонда определяется Поло­жением о внебюджетном фонде развития исполнительного произ­водства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г.2

— Средства фонда являются федеральной собственностью, нахо­дящейся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ. Источниками образования фонда развития исполнительного про­изводства РФ являются:

— 70% сумм исполнительских сборов;

— суммы возмещения расходов по проведению исполнитель­ных действий; доходы от хранения временно свободных денеж­ных средств, размещенных в кредитных организациях;

— иные поступления.

1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

2 СЗРФ. 1998. № 27. Ст. 3181; 1999. 28. Ст. 3678; 2000. 29. Ст. 3988.


268 Глава 11. Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов

Эти средства направляются на:

а) совершение ряда исполнительных действий, а именно:
перевозку, хранение и реализацию имущества должника; опла­
ту работы переводчиков, специалистов и других лиц, привле­
ченных к совершению исполнительных действий; розыск долж­
ника;

б) выплату вознаграждений судебным приставам-исполните­
лям в соответствии со ст. 89 Федерального закона «Об исполни­
тельном производстве»;

в) иные цели, связанные с развитием исполнительного произ­
водства.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»1 средства исполнительского сбора в этом году зачисляются в размере 70% — на счета Министерства юсти­ции РФ по учету средств от предпринимательской и иной прино­сящей доход деятельности, а в объеме 30% поступлений - в до­ходы федерального бюджета.

Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представи­тельные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установ­ленных законодательством РФ2.

Согласно Указу Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 де­кабря 1993 г. на уровне субъектов РФ и муниципальных образо­ваний могут быть созданы внебюджетные фонды развития жи­лищного строительства. Фонды создаются по решениям пред­ставительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Примерный порядок формирования этих фондов определен Правительством РФ в постановлении «Об утверждении примерного порядка формирования и использова­ния региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства» от 15 июня 1994 г.3

Фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу,

1 СЗРФ. 2001. №1. Ст. 2.

2 Однако согласно ст. 3 БК РФ местные внебюджетные фонды не включены в
бюджетную систему РФ.

3 СЗРФ. 1994. №8. Ст. 869.


§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации 269

для аккумуляции добровольных взносов предприятий и органи­заций в жилищное строительство, для поддержки участия граж­дан в финансировании строительства для приобретения жилья и т.д.

Основными источниками формирования фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобре­тенными на временно свободные средства фондов, плата за услу­ги, оказываемые службами фондов, и т.д. Средства фондов на­правляются на строительство жилья, строительство и ремонт объ­ектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объек­тов социальной инфраструктуры и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: