Одной из характерных особенностей современного общества является изменение требований к людям, его составляющим, и, как следствие, к подготовленности выпускников школы. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию (1998) отмечалось, что новое поколение приходит в мир, в котором происходят существенные изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. В этой связи становится очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления.
Стратегическое направление развития образования связано с тем, что личность ученика должна быть поставлена в центр педагогического процесса, учитель и ученик – стать его равноправными участники, учение – постепенно перерасти в самообучение. В то же время требования стандартизации образования поставили перед школой задачу гарантированного достижения заранее заданных результатов обучения, вне зависимости от характеристик учащихся. Получить такие результаты позволяет использование педагогических технологий.
|
|
Педагогические технологии создаются для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного педагога. Кроме целесообразности и алгоритмичности, особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Однако нельзя забывать, что образовательные технологии действуют в гуманитарных системах, поэтому ошибочно было бы понимать технологичность как исключение из преподавания личностного оттенка. Он проявляется в вариативности методов, способах их представления, поведении преподавателя во время занятий.
Технологичность может «встроиться» в любую парадигму образования. В системе субъект-субъектных отношений она предполагает наличие в преподавании этапов и методов перевода обучающегося в субъектное состояние и создание субъект-субъектных отношений в классе. Эти отношения складываются из: организации общения обучающихся друг с другом и учителя с ними; организации групповой деятельности; использования специальных техник; организации оценки и самооценки обучающихся; создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата.
Учебное пособие «Технологии педагогической деятельности» нацелено на формирование у будущих педагогов тех компетентностей, которые определены ФГОС профессионального образования и особенно важны для успешной педагогической деятельности. Оно состоит из трех взаимосвязанных и в то же время самостоятельных частей: 1) Образовательные технологии;
2) Технологии организации деятельности; 3) Технологии проектирования и программирования.
|
|
Структура каждой главы построена таким образом, чтобы студент мог освоить основные теоретические положения, познакомиться с конкретными методическими средствами, приемами использования наиболее распространенных и востребованных в практике технологий. Для формирования конкретных профессиональных умений будущим педагогам предлагается выполнить ряд практических заданий разного уровня, в том числе опираясь на конкретный опыт работы, представленный в главе.
В первой части учебного пособия «Технологии педагогической деятельности», которая называется «Образовательные технологии», представлены общая характеристика педагогических технологий, а также конкретные локальные технологии, которые соответствуют современным требованиям, подходам к обучению и воспитанию школьников и получили распространение в образовательных учреждениях. В главах 2-4 проведен анализ технологий, которые используются как сами по себе, так и являются неотъемлемой частью учебного процесса при использовании других технологий, своеобразной организационной основой обучения с использованием педагогических технологий. Речь идет об организации работы в микрогруппах, технологии обучения в сотрудничестве, дифференцированном и модульном обучении. Действительно, технологии предполагают активную самостоятельную работу обучающихся, которая осуществляется в основном в процессе работы микрогрупп. Возможности выбора (объема учебного материала, времени работы, ее темпа и др.) возникают в том случае, когда педагог организует учебный материал в модули и использует при этом дифференциацию.
Далее раскрываются особенности поисково-исследовательских технологий, к которым относятся проблемное обучение и метод проектов, диалоговые и игровые технологии, технологии открытого образования – портфолио, «Образ и мысль», технологии развития критического мышления через чтение и письмо, педагогические мастерские.
Завершает пособие глава «Оценивание в педагогической деятельности», поскольку оценивать результат деятельности в технологиях очень важно, и для этого необходимо использовать современные методы и средства оценки, о которых и идет речи в главе.
Авторами пособия являются: А.П. Чернявская (введение,
п. 1.4, главы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 14); Л.В. Байбородова (главы 1, 6, 13); И.Г. Харисова (главы 11, 12). Глава 1 написана в соавторстве с Е.О. Ивановой (параграфы 1.2, 1.3 и 1.8) и В.В. Юдиным
(п. 1.6.); глава 13 – в соавторстве с С.Л. Паладьевым. Глава 8 подготовлена О.В. Соловьевым.