Мастер: - Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?
Ученики высказывают свои мнения, отталкиваясь в своих ответах от значения слов «перо», «доказательство», «точка зрения».
Мастер: - Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с темой сочинения?
- О каких двух главных понятиях идёт речь?
Ученики отвечают на вопросы.
Самоконструкция»
Мастер: - Подберите и запишите в своих тетрадях эпитеты к словам: образ жизни; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг.
- Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет?
Социоконструкция»
Мастер: - Обратимся к печатным материалам (Приложение 2). Прочитайте в парах и ответьте на вопросы:
- Какова тема текста?
- Какой тип речи?
- Как вы это поняли?
Ученики работают с текстом и ищут ответ на вопросы.
Социализация»
Мастер: - А теперь попытаемся все вместе создать текст на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы вашей индивидуальной и парной работы. Каждая группа сочиняет свою часть общего текста: первая группа построит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая группа обсудит и подберет аргументы в пользу спорта (три-четыре разных доказательства); третья группа построит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса).
Ученики в группах составляют свои части текста-рассуждения.
Афиширование»
Мастер: - А теперь по очереди прочитайте, что у вас получилось.
Ученики зачитывают результаты групповой работы.
Разрыв»
Мастер: - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».
- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают?
«Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет в небе голубом.
Еще люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит» (3)
Учащиеся вспоминают, что не следует допускать тавтологии.
Мастер: - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (Приложение 1).