Школа призвана готовить будущее страны —активных, инициативных борцов за перестройку. В то же время в практике работы массовой школы пока не реализована политическая, основа перестройки. «Реформой не была задана программа глубокой демократизации системы народного образования. Она не была подкреплена созданием механизмов вовлечения в процесс перестройки школы всего общества... Перестройка высшей и средней школы стопорится и потому, что в нее по-настоящему не включена решающая фигура — учитель, преподаватель. До сих пор не втянуты в водоворот перемен ученические и студенческие коллективы» х.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы использовать демократические формы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, инициативы и творчества.
1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 17—18 февраля 1988 г, М„ 1988. С, 12.
Стремление молодежи быть самостоятельной обеспечивает ее гражданское становление при условии выработки социально-политической позиции. Формальный подход к изучению общественных и гуманитарных дисциплин не приводит к формированию убеждений. Нужна работа мысли, сопереживание, умение анализировать. Обучение аналитической деятельности должно строиться на основе объективности, взаимосвязи и развития. При этом велика роль речевого общения как активного опосредованного словом взаимодействия людей. Однако не только школьники, но и взрослые имеют низкую речевую культуру, не всегда точно понимают широко распространенные термины. По данным Б. Н. Ноткина1, из числа опрошенных слово «эскалация» неправильно понимают 53%, «потенциал»—43%, «реванш» и «суверенитет»— 31%. Значения, противоположные общепринятым, вкладывают в слова «реакционер»—40%, «оппозиция»— 39%, «милитаризация» — 36%, «монополия» — 28%.
Опрос учащихся старших классов показал, что они не всегда верно понимают даже такие очень распространенные политические термины, как демократизация, ускорение, перестройка, мораторий, эскалация, дискриминация и др.
Бедность лексического запаса, нелогичность речи затрудняют процесс усвоения социально-политических знаний, лишают школьника возможности мотивировать суждения, убеждать в правильности своей позиции, а все это тормозит развитие нравственных качеств в школьные годы. Поэтому перестройка воспитательной работы может быть обозначена как переход в информационно-просветительской работе от монолога к диалогу.
Старшеклассников необходимо научить анализировать социально-политические события в стране и за рубежом, но и сам учитель должен четко выражать свою позицию по отношению к этим событиям. В нашем опыте решить эту задачу помог факультатив «События. Диалог. Анализ». Его программу разработала и апробировала под нашим руководством Г. С. Саволайнен.