Китайский тип философствования

Др.кит. философия – антропологическая, объясняющая мир.

Начинается с мифологии (предфилософский этап до 18 в. до н.э.). Природные процессы часто объясняются человеческими поступками.

Затем возникают философские системы Конфуция, Лао-цзы (категория дао)и др. мыслителей.

Концепция бытия в китайской философии (в целом; изложена в «Книге перемен»):

- мир целостен, един, бесконечный процесс становления

- антропологическая направленность ф. с акцентом на морально этические принципы (эта особенность наиболее полно проявилась в конфуцианстве)

- важны образность, метафоричность и интуитивность.

В 6 в. до н.э. появляется учение Кун Фуцзы (в Европе извесен как Конфуций)

Основные идеи изложены в книге «Лунб юй»

Центральная идея – «жэнь», или гуманность, человеколюбие. Это показатель истинно человеческого в человеке, естественное чувство, обогащенное культурой. Это не врожденное знание, а возникает на практике «ли» с помощью познания и культивирования «и».

Категории, раскрывающие «жэнь»:

- «сяо» – почтительное отношение к родителям

- «ди» – распространение такого отношения на родственников и окружающих

- «чжун» – преданность, цивилиз-е отношение к вышестоящим (императору, стране)

В смысл категории «жэнь» входят и поведенческие нормы:

- «ли» – ритуалы, обряды, церемонии, с помощью кот. люди выражают свои чувства

- «и» – долг – справедливость, практика выражения цивилизованных чувств в нужное время и в нужном месте.

Концептуальная категория в структуре «жэнь» – «цзюньцзы», благородный муж,воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.

Цель учения К. – не только воспитание совершенной личности, но и совершенствование управления государством (совершенствование нравств. качеств управляющего). Политика делается объектом фил. размышлений, сближая этику с политикой.

По К., человеку необходимо придерживаться правила «золотой середины», избегать и излишней осторожности и излишней несдержанности.

Человеколюбие, как составляющая «жэнь» – свойство не всех людей, а лишь «благородных». Благородный муж обладает высокими моральными качествами, он – человек долга и справедливости, думает, как бы не нарушить законы, требователен к себе, стойко переносит нужду, живут в согласии с людьми но не следуют за ними. Этому противопоставлены «низкие люди».

Низкий человек не может быть человеколюбивым, он не думает о долге и морали, а лишь о том, как лучше устроиться в жизни, извлечь выгоду из ситуации, требователен к людям, следует за другими людьми.

Человек, совершенствуя себя, может совершенствовать социальные отношения. Другие аспекты ф. К. не столь концептуальны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: