Промышленное производство.
История исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Доктрина «человеческих отношений».
Проблемы формирования производственного коллектива. Значение межличностных отношений в производственном коллективе. Социально-психологические аспекты производственных конфликтов.
Социально-психологический климат промышленного предприятия. Основные «составляющие» социально-психологического климата. Методики его исследования. Проблема адаптации нового члена производственного коллектива. Отношение к труду и исследование структуры мотивов трудовой деятельности.
Управление.
Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Качества руководителя, подбор персонала, его аттестация.
Соотношение стиля руководства и эффективности групповой деятельности. Проблема разрешения конфликтов в сфере управления. Выявление роли «обратной связи» для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.
Методы исследования психологии управления. Групповые дискуссии. Ролевые игры. Видеотренинг.
Развитие организации.
Относительная новизна блока проблем, связанных с организационным развитием, и их большая популярность в современных условиях.
Роль психолога в создании «культуры организации»: оптимального использования технологий, развития сетей коммуникаций, разрешения конфликтов, повышения возможностей организации в адаптации к изменяющимся условиям.
Работа с персоналом организации: умножение возможностей каждого члена организации в принятии решения.
Психолог в организации «как агент изменений».
Школа.
Сотрудничество социального психолога со специалистами по возрастной и педагогической психологии при исследовании проблем школы.
Задачи школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Работа с различным контингентом: учащимися, учителями, родителями. Акцент на профилактику неблагополучного поведения. Контроль над переломными моментами процессов социализации. Сочетание индивидуального и группового консультирования.
Массовая коммуникация и реклама.
Понятие массовая коммуникация. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации и ее эффективность.
Исследование основных компонентов процессов массовой коммуникации. Отношение коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок в восприятии аудиторией сообщения, переданного через средства массовой коммуникации. Психологические механизмы, обеспечивающие избирательность восприятия, внимания, запоминания материала и его интерпретации. Методы анализа содержания массовой коммуникации.
Изучение и оценка пропагандистского воздействия средств массовой коммуникации. Специфика социально-психологических исследований пропаганды и рекламы.
Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией. Использование исследовательских методов и научных рекомендаций социальной психологии в организации психологического воздействия.
Борьба с противоправным поведением.
Проблемы сотрудничества социальной психологии и криминологии.
Понятие личности преступника. Значение исследований личности преступника для раскрытия преступления и для определения наказания.
Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения. Роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей. Проблема конфликта групповых норм и норм общества. Значение исследования конкретных жизненных ситуаций для понимания выбора преступником линии поведения.
Специфика постановки вопроса о социальном контроле в связи с противоправным поведением. Социально-психологическая обусловленность уголовного закона и его обратного влияния на сознание и поведение людей.
Служба семьи.
Специфика семьи как малой группы. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов.
Необходимость подготовки молодежи к вступлению в брак. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Психологические предпосылки организации службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Функции службы знакомств.
Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейных отношений между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирование сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи и т. д. Психологические аспекты проблемы репродуктивного поведения. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи.
Наука.
Специфика развития науки на современном этапе. Научный коллектив как особый тип трудового коллектива. Особенности совместной творческой деятельности. Роль общения в научном коллективе. Многообразие индивидуальных вкладов в совместную творческую деятельность. Специфика конфликтов в научном коллективе.
Программно-ролевой подход к изучению социальной психологии научного коллектива (М.Г. Ярошевский). Понятие «научная роль» и ее основные виды. Оптимальная комбинация научных ролей как фактор повышения эффективности деятельности научного коллектива. Значение и типы научно-исследовательских программ, их влияние на характер межличностных отношений в научном коллективе.
Политика.
Особенности прикладных исследований в области политической психологии. Условия успешной деятельности психолога-практика в сфере политики: желание и возможности клиента для организации психологического консультирования, его готовность принять данные научных исследований о состоянии общественного мнения и осуществить корректировку своего поведения. Роль психолога-практика в период избирательных кампаний: роль в качестве «имиджмейкера», создание психологических портретов оппонентов и др.