15 июня 2005 года на железнодорожном перегоне Зубцов-Аристово в Зубцовском районе сошли с рельсов 26 цистерн с мазутом. Объем нефтепродуктов вылившихся на рельеф по оценке Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры составил около 860 тонн. Значительная часть нефтепродуктов попала в речку Гостижа, а оттуда в Вазузу и в Волгу.
Комментарий событий по временным интервалам.
Период чрезвычайной ситуации Федерального уровня (15.06-21.06. 2005г.)
15 июня 2005 г.
Авария на железнодорожном перегоне Аристово-Зубцов на 220 км Октябрьского отделения ОАО «РЖД» произошла 15 июня 2005 г. в 19.08.
В 70 м на север от места аварии располагается д. Зуево, в 100 м на юг -д. Бабилово, в 125 м на запад протекает р. Вазуза. С юга непосредственно к месту аварии примыкает р.Гостижа.
Авария сопровождалась: разрушением железнодорожного полотна; опрокидыванием цистерн смазутом. В результате аварии был осуществлен розлив мазута топочного (марка С-100) по рельефу, залповый сброс нефтепродуктов в реку Гостижа и реку Вазуза.
|
|
16 июня 2005 г.
В результате аварии произошло загрязнение нефтепродуктами вод рек Гостижи, Вазузы и Волги, а также их водоохранных и прибрежных зон. На 16 июня концентрация нефтепродуктов в реке Гостиже в районе деревни Зуево превышала предельно допустимую в 1026 раз, в районе города Зубцова (река Вазуза) в 346 раз.
На 2-3 км от места аварии вниз по течению наблюдалась сплошная нефтяная пленка, до 7 км – с разрывами и до 25 км – отдельные пленки. Лишь с 35 км наблюдались чистые участки.
Комиссией по чрезвычайным ситуациям создается штаб.
Разлившиеся нефтепродукты с поверхности земли собираются вручную в мешки.
Доставляют технику из Ржева и Твери.
В 22.15 ч создается первая линия защитных валов, в 4.00 вторая линия и в 10.00 третья линия. Возводятся дамба и ловчий канал вдоль реки Гостижи и дамба и ловчий канал, предотвращающие поступление мазута в реку Вазузу.
17 июня 2005 г.
В 10.00 ч приезжают 10 специалистов по установке боновых заграждений.
Принимаются меры по понижению уровня воды в реке Вазузе и установке боновых заграждений на реках Гостиже и Вазузе общей протяженностью 1200 м.
18 июня 2005 г.
РАО «Российские железные дороги» подвозят 2,5 тонны реагента БИО-ПАВ «УНИРЕМ», который рассыпают по акватории рек с вертолетов, тем самым разлагая нефтепродукты.
19 июня 2007 г.
Продолжается очистка левого берега реки Вазузы и Волги общей протяженностью 21 км и шириной 5 м.
Подъем перевернувшихся цистерн, откачка мазута из под откоса железнодорожных путей из приямков (120 т) и перекачка мазута из аварийных цистерн в рабочии (285 т) насосами «Дэсми» и «Лидер Т-80».
Также осуществлялась откачка мазута с водной поверхности (30 т) с использованием насосов «Клинер» в количестве 8 шт.
|
|
С 16.06 осуществлялся отбор проб воды по 6 створам от плотины и ниже. Анализы выполнялись филиалом ЦЛАТИ по Тверской области. В результате известна следующая динамика содержания нефтепродуктов в реке Вазузе в месте впадения реки Гостижи:
16.06. – 346 ПДКрх
17.06. – 43 ПДКрх
18.06. – 17 ПДКрх
Таким образом, с 15.06 по21.06 для локализации разлива мазута и ликвидации последствий аварии приняты меры: понижен уровень воды в р. Вазузе; возведена дамба и ловчий канал вдоль р. Гостижи; возведена дамба и ловчий канал, предотвращающий поступление мазута в р. Вазузу; установлены боновые заграждения на р.Гостиже и р. Вазузе; частично откачан мазут с поверхности воды и земли; выполнены работы по санитарной зачистке левого берега р. Вазузы и правого берега р. Волги от загрязнения нефтепродуктами; выполнена нагорная канава по северной части железнодорожного полотна.