Ответственность за нарушение валютного законодательства

Нарушение норм валютного законодательства может тянуть за собой гражданско-правовую, административную и криминальную ответственность согласно действующему законодательству Украины.
К правонарушениям банков, других кредитно-финансовых учреждений, резидентов и нерезидентов, валютное законодательство относит:
— пропуск сроков расчетов в валютных операциях, при выполнении обязательств за соглашениями и тому подобное;
— осуществление валютных операций без генеральной или индиви
дуальной лицензии Национального банка Украины;
— незаконное укрывательство в других государствах валютных ценностей, которые принадлежат резидентам;
— невыполнение уполномоченными банками поручений резидентов относительно покупки и продажи иностранной валюты;
— невыполнение резидентами установленных требований относительно продажи валютных средств, которые поступили на их счета;
— невыполнение уполномоченными банками функции валютного контроля;
— несвоевременное представление, укрывательство или перекручивание
отчетность о валютных операциях и тому подобное.
За указанные выше нарушения предусмотрены такие санкции:
— штраф в размере, эквивалентном стоимости валютных ценностей, на сумму которых состоялось нарушение;
— штраф в сумме, которая устанавливается Национальным банком Украины:
— пеня;
— лишение лицензии Национального банка Украины:
— исключение из реестра банков и кредитно-финансовых учреждений.
Ответственность за конкретные виды правонарушений предусмотрена в Декрете Кабинета Министров Украины "Про систему валютной регуляции и валютного контролю" (ст. 16), Законе Украины "Про порядок осуществления расчетов в иностранных валюти", положении Национального банка Украины о валютном контроле и в других актах.
Да, осуществление банками операций с валютными ценностями без получения генеральной лицензии НБУ тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) отмеченных валютных ценностей с исключением банка из Реестра банков или без такого исключения. Осуществление резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями, которые нуждаются в индивидуальной лицензии НБУ, без ее получения тянет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме отмеченных валютных ценностей.

102. Закон Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине" Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали в период, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в периоде, который проверяется) государственное или коммунальное имущество (далее - подконтрольные учреждения), выполнением местных бюджетов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем. Государственный финансовый контроль реализуется государственной контрольно-ревизионной службой через проведение государственного финансового аудита, проверки государственных закупок и инспектирование.

103 Закона Украины "О Счетной палате". Счетная палата является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства. Счетная палата является юридическим лицом, имеет свою печать со своим наименованием и изображением Государственного Герба Украины. Местонахождением Счетной палаты является город Киев. Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению, осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов, контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды, контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках; анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом; регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций, выполнение других задач, предусмотренных для Счетной палаты действующим законодательством Украины.

104. Декрет Кабинета Министров Украины " О системе валютного регулирования и валютного контроля".

Настоящий Декрет устанавливает режим осуществления валютных операций на территории Украины, определяет общие принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов i функции банков и других кредитно-финансовых учреждений Украины в регулировании валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства.

105. Закон Украины "О Национальном банке Украины"

Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины. Национальный банк имеет уставный капитал, являются государственной собственностью. Источниками формирования уставного капитала Национального банка являются доходы его сметы, а при необходимости - Государственный бюджет Украины основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. При выполнении своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве. Национальный банк в пределах своих полномочий способствует стабильности банковской системы при условии, что это не препятствует достижению цели, определенной в части второй настоящей статьи.

106. Закон Украины "О банках и банковской деятельности " Украина самостоятельно организует банковскую систему. Банковская система является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков, в том числе внешнеэкономических банка Украины, Сберегательного банка Украины, республиканских и других коммерческих банков разных видов и форм собственности. Банки - это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных этим Законом. Банки являются юридическими лицами. Они являются экономически самостоятельными и полностью независимыми от исполнительных органов государственной власти в решениях, связанных с их оперативной деятельностью, а также относительно требований и указаний, которые не отвечают действующему законодательству. Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе совмещение должностей, в органах управления банков. Банки в своей деятельности руководствуются настоящим Законом, законодательством Украины об акционерных обществах и другие виды хозяйственных обществ, другими законодательными актами Украины, нормативными актами Национального банка Украины и своими уставами. Субъекты предпринимательской деятельности без их регистрации в Национальном банке Украины, согласно этому Закону не имеют права использовать в своих названиях термин "банк" и производные от него словосочетания.

107. Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» Общие принципы функционирования платежных систем в Украине, отношения в сфере перевода средств регулируются Конституцией Украины, законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О почтовой связи "Связь", настоящим Законом, другими актами законодательства Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, а также Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов Международной торговой палаты, Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты, Унифицированными правилами по договорным гарантиям Международной торговой палаты и другими международно-правовыми актами по вопросам перевода средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: