Творчество Теккерея до «Ярмарки тщеславия»

(начало 1830-х - 1847гг.)

Раннее творчество Теккерея характеризуется поисками в области повествования. Он создает сказки, пишет стихи. Выступает и как художник, иллюстрирует свои произведения. Как сатирик Теккерей увлекся таким жанром, как пародия. Он очень хорошо чувствовал издержки любого жанра, а особенно жанров романтической литературы, популярных в некоторых кругах, например, в женских.

Так им был создан цикл пародий на известных романтических авторов под названием «Романы прославленных сочинителей» (Купер, Дюма-отец, Вальтер Скотт и др.).

«Книга снобов» (1846-1847).

Само понятие «сноб» было широко известно в Англии еще в 18 веке. Оно означало чванливость и высокомерие английской земельной аристократии. Как жаргонное словечко оно употреблялось студентами Кэмбриджа: «сноб» как бедный студент. И студенческая газета, в которой сотрудничал Теккерей, имела такое же название.

В культуре 19 века слово «сноб» уже означало корыстолюбие, лицемерие, ханжество и чванливость вообще. В «Книге снобов» оно применимо абсолютно ко всем, начиная от монарха и заканчивая слугами (52 очерков). Таким образом, это понятие писателем трактуется как национальное, так и как общечеловеческое качество.

Сноб, по Теккерею, - «это лягушка, которая хочет раздуться до размеров быка…». Даже в себе Теккерей находил это качество.

«Ярмарка тщеславия»(1847-1848)-

открывает новую страницу в истории английской литературы 19 века. Новаторство романа:

Заглавие носит символический характер. Во времена Теккерея названия произведений чаще всего были связаны с историями или именами героев.Название романа Теккерея заимствовано из аллегорического романа английского писателя 17 века Джона Беньяна «Путь паломника». Во время своего путешествия главный герой этого романа попадает на ярмарку тщеславия, а точнее, по переводу, на «базар житейской суеты», где все продается за деньги: титулы, звания, должности, даже любовь.

Это первое аллегорическое обозначение современной продажной Англии. Существует и второе содержание ярмарки тщеславия – это аллегорическое изображение человеческой жизни вообще («суета сует – все суета»).

В жанровом отношении это роман, вобравший в себя большое количество жанровых разновидностей: романа-воспитания (история жизни двух героинь), романа-обозрения, или романа-панорамы (частная жизнь героев определяется не счастливыми случайностями, а конкретными историческими событиями), семейно-бытовой роман (тема семьи: семьи Седли, Осборнов, Кроули); плутовской роман (история Бекки Шарп – ее рыжие волосы как знак плутовки); а также как роман сатирический, социально-психологический, философский.

Композиция романа построена на принципах просветительского романа.

Во-первых, есть Кукольник, который обращается к читателю. Он надевает на себя маску Кукольника, чтобы озвучить известную нам шекспировскую метафору: «Жизнь – игра, театр, и все мы в нем актеры».

Он представляет своих кукол, которые станут главными героями романа: «вот… знаменитая кукла Бекки, которая проявила необычайную ловкость в суставах и оказалась весьма проворной на проволоке; кукла Эмилия, хоть и снискавшая куда более ограниченный круг поклонников, все же отделана художником и разодета с величайшим старанием; фигура Доббина, пусть и неуклюжая с виду, пляшет презабавно…»; есть и фигура Нечестивого Вельможи… Кукольник обещает показать «зрелища самые разнообразные»: кровопролитные сражения… сцены военной жизни… эпизоды любовные, а также комические…. Вокруг Кукольника – гомонящая Ярмарка, на которую он смотрит «с чувством глубокой грусти…» «Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь дерутся и пляшут …» то есть создается образ Жизни.

Кукольник подсказывает нам, что главным героем в романе является ярмарка. В романе ярко выражено игровое начало.

Но, помимо Кукольника, есть еще иронический Автор, который представляет себя как «автор, который знает все» и, в то же время, как «автор, который ничего не знает».Что означает второе определение? Автор не может знать все, так как жизнь непредсказуема. Ведь однажды трагическая случайность может ее разрушить. Это реалистический подход.

Роман имеет интригующий подзаголовок «Роман без героя». Почему именно такой подзаголовок? Проблема героя была весьма актуальна в викторианской Англии.

Мы должны иметь в виду следующее обстоятельство: роман предназначен, прежде всего, для сударынь. У них, как известно, почти всегда складывается свое представление о главном герое как идеальном герое (вспомним госпожу Бовари). Это должен быть персонаж, который проходит через множество испытаний, сохраняя при этом свои лучшие качества. Это романтическое восприятие действительности.

Ко времени написания романа у самого Теккерея сложились свои взгляды на человека.

Поклонник Сервантеса, английской литературы 18 века, а особенно Филдинга, он считал, что «человек – это смесь героического и смешного, благородного и низкого». Характер человека, по мнению Теккерея, складывается под влиянием следующих обстоятельств:

- его происхождения; врожденных качеств; влияния на него обстоятельств его жизни.

Подготовить ответ на вопрос: Кто из персонажей может быть назван героем и каким героем? На эту роль могут претендовать только три героя - Бекки Шарп, Эмилия Седли и Доббин.

Немецкая литература середины 19 века

В сравнении с Францией и Англией, Германия по-прежнему оставалась самым отсталым в политическом и экономическом отношении государством Западной Европы. В рассматриваемый период она представляла собой феодальное государство, состоящее из 38 (36) территорий: 2 территории были спорными. Только 1815 году, после падения Наполеона, эти территории были объединены в так называемый «Немецкий Союз».

После окончания наполеоновской оккупации в Германии устанавливается монархический режим, который принято называть режимом Реставрации. Не путать с французской реставрацией: в Германии – это период восстановления после оккупации, возвращение к мирной жизни, стабильности, порядку.

Но немецкая интеллигенция мечтает о политическом обновлении страны. Поэтому революции 1830 и 1848 года во Франции были с восторгом приняты в Германии. В марте 1848 года была даже предпринята попытка совершения в Германии «Мартовской революции», но в силу слабости прогрессивных сил она потерпела крах.

В связи с этими событиями в литературе Германии складывается своя проблематика и своя система жанров.

К примеру, роман как важнейший жанр литературы 19 века не получил широкого развития в Германии. Почему? Для того чтобы появился роман с новым содержанием, была необходима новая эпоха, существенные изменения в жизни страны. А существующие порядки вызывали только критику.

Те романы, которые появились в этот период в Германии, во многом были подражаниями французскому или английскому роману.

Проза этого периода в Германии развивается преимущественно в малых жанрах – это новеллы и повести.

Зато большое распространение в немецкой литературе получают драма и поэзия, жанры, которые предоставляли возможность эмоционально и публицистически отображать существующую действительность.

Следует отметить, что немецкаялитература середины века во многом утратила то мировое значение, которое она имела в предыдущие десятилетия.

К этому времени в немецкой литературе складываются 2 литературных течения.

Первое - «поэтический реализм» (1848- 1871). Это литература, которая была создана преимущественно либеральными и консервативными в политическом и эстетическом плане писателями, преимущественно проза.

Второе - «Предмартовская литература» (1840-е гг.), то есть литература, предшествующая Мартовской революции 1848 года и созданная писателями как либерально-демократического, так и революционного направлений. Это преимущественно – социальная лирика, публицистика, драматургия. Таким образом, мы можем говорить о «двойственности» («двунаправленности») немецкой литературы и культуры изучаемого периода.

«Поэтический реализм»

Термин «поэтический реализм» принадлежит немецкому писателю Отто Людвигу. В его толковании, «поэтический реализм» - это сочетание в литературе реального и идеального, закономерного и случайного, индивидуального и типичного, объективного содержания жизни и субъективного авторского содержания.

Реальное – в изображении действительности в ее причинно-следственных связях, в социальной, национальной и исторической детерминированности характеров, в огромной роли в повествовании деталей внешнего мира.

Идеальное - это возвращение к романтическим идеям и идеалам, которые проявились в литературе после 1848 года в новом качестве и в новых формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: